Итак, войско Владимира осадило Корсунь. Что этому предшествовало, читайте в первой части.
Несмотря на то, что в Повести временных лет говорится о том, что взять Корсунь Владимиру удалось только благодаря предательству в стане осажденных (с текстом ПВЛ можно ознакомиться здесь), это вызывает определенные сомнения.
Вряд ли Владимир, планировал под стенами Корсуни дожидаться когда из Константинополя, на помощь осажденным, придут войска. Потому что как ни крути, а иррегулярное войско русичей против регулярной византийской армии, да еще и подкрепленной флотом явно не смотрелось. Особенно, учитывая тот факт, что византийский флот имел на вооружении этакую средневековую вундервафлю как "греческий огонь".
Так что, если бы помощь из метрополии появилась под стенами Корсуни до того как русичи смогли её взять, то войску Владимира ничего бы не оставалось другого как убраться на Русь не солоно хлебавши.
Но, толи русичам удалось взять Корсунь достаточно быстро без затяжной осады, толи основная масса византийских войск была занята где-то еще, и не смогла быстро выдвинуться на помощь осажденному гарнизону. Толи разведка русичей сработала как надо, сумев вскрыть все слабые места противника. Но как бы то ни было, русичи сумели взять Корусунь раньше, нежели византийцы сумели оказать помощь осажденным.
А выковыривать, пусть и менее боеспособного противника, из-за крепких крепостных стен это уже совсем другой расклад. И византийцам, было проще в очередной раз откупиться от буйных русичей. Тем более, всем было ясно, что включать Корсунь в состав своей державы Владимир всяко не будет. Так как удержать этот город, из-за удаленности от основной части своих владений, Владимир ну никак не сможет.
Начались переговоры. И тут Владимир выдвинул существенное требование. Помимо традиционного выкупа он потребовал отдать ему в жены племянницу византийского базилевса - Анну. От такого заявления византийцы несколько обалдели и ответили категорическим отказом, ссылаясь на то, что отдать в жены язычнику христианскую принцессу ну никак нельзя. Видимо, рассчитывали выиграть время и собрав нужное количество войск, просто стереть Корсунь с лица земли, вместе с в конец обнаглевшими русичами.
Но тут Владимир повел себя совсем неожиданно. Он согласился креститься. Византийцы, от такого заявления, мгновенно перевозбудились и начали уговаривать свою Анну согласиться стать женой русского князя. Их можно понять. Вместо достаточно жесткой войнушки с безбашенными русичами появилась реальная возможность с ними замириться, да еще и сделать их своими союзниками.
В этом и состояла хитрость Владимира. Ведь если бы русичи просто попросили помочь им в христианизации, им бы конечно помогли. Но отношения бы выстраивались как у старших с младшими. А в сложившейся ситуации, все складывалась на основе равных партнерских отношений. Правда, с небольшим преимуществом Владимира в виде временно оккупированного византийского Корсуня.
Вот таким образом князь Владимир сумел перехитрить византийцев и создать для себя все условия для христианизации своего государства. Но, это было еще только начало. Нужно было еще не потерять доверие и поддержку в лице своей дружины - реального инструмента осуществления любых внутриполитических изменений. А еще заставить пока не особо сплоченные племена в составе Древней Руси сменить веру пращуров на новую. Но это, уже совсем другая история.
Вам будет интересно:
Принятие христианства: спецоперация князя Владимира. Часть 1.