Автор: Дмитрий Р.
В далёком созвездии Тау Кита
Всё стало для нас непонятно.
Сигнал посылаем: «Вы что это там?»
А нас посылают обратно.
В. Высоцкий
Человеки алчно поглядывали на космос испокон веков. Своего-то под ногами мало, вдруг там чего чужого отжать сложится.
Мечта человечества о проникновении в небесные сферы прослеживается практически с момента становления древнейших цивилизаций.
Так, в середине ХIХ века начались активные раскопки древней Ассирийской столицы Ниневии (район современного Мосула в Ираке). Археологами была обнаружена библиотека первого известного библиофила, а по совместительству - ассирийского царя Ассурбанипала. В сокровищнице хранились глиняные цилиндры с нанесёнными на них письменами неизвестного шумерского автора о героических свершениях шумерского царя по имени Этана. Аноним утверждал, что более чем 5000 лет назад этот самый Этана "был человеком, который взошёл на небеса", но не фигурально, а вот прям в натуре. Летописец сообщает потомкам, что Этана, взлетев над землёй, увидел, что страна его стала не больше «борозды», а море - «миски с похлёбкой». Долетался царь до того, что земля вовсе пропала вида, в силу чего Этана внезапно подсел на измену и стал падать обратно… Чем закончилась волнительная одиссея монарха науке неизвестно, ибо заключительная часть блокбастера до настоящего времени не обнаружена.
Не отставали от шумеров и древние индусы, бороздящие просторы вселенной на космических крейсерах типа "вимана" (но это не точно). Они, правда, уже несколько позднее пионеров из Шумера (2600 лет назад). Вот, к примеру, в Рамаяне имеется отсылка к прецеденту с царём Рамой, который лихо рванул в космическое пространство:
"Машина Пуспака, которая напоминает солнце и принадлежит моему брату была принесена могущественным Раваной; эта прекрасная воздушная машина направляется куда угодно по воле, ... эта машина напоминает яркое облако в небе... и царь (Рама) вошёл в неё и этот прекрасный корабль под командованием Рагхиры поднялся в верхние слои атмосферы."
А вот несколько раньше, т.е. как раз 5000-6000 лет взад никаких машин и вовсе не требовалось. Итак, стих 8.25 «Бхагавад Гиты» в переводе А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады:
"Йог-мистик, который оставляет этот мир в туман, ночью, в течение двух недель убывающей луны или в течение шести месяцев, когда солнце движется к югу, достигает планеты Луна, но затем снова возвращается на Землю, чтобы потом вновь вернуться на землю."
У китайцев вообще всё совсем сурово. Я очень далеко не китаист (это отдельная, весьма широкая область историографии), но то, что мне удалось прочитать урывками лет за 10, впечатляет. Если кратко, то совсем давно китайцы дендро-фекальным методом построили Луну, после чего неведомо как десантировались с неё на Землю. Затем, примерно 4700 лет назад китайский правитель Хуан-Ди, оседлав дракона (по имени Лун, внезапно), рванул в обратно в космические дали, однако сограждане были категорически против и физически не позволили осуществиться влажным мечтам товарища Хуана. Крайний раз китайцы осознанно взмывали в небеса в XII в. до н.э. После - лишь случайно.
Древнейшее космическое мифотворчество встречается и у евреев (пророк Илия), и у древних греков (Икар и Дедал), и прочая, прочая, прочая.
Если же отбросить все вот эти забористые мифологемы (привет чудиновцам), то мы опять же вернёмся к вездесущим китайцам. Примерно в 1500 г. н. э. китайский изобретатель Ван Ху соединил с помощью бамбуковых ферм два коробчатых воздушных змея и обустроил на них кресло водителя. В нижней части летательного аппарата Ван Ху поместил 47 пороховых ракет, которые на старте одновременно поджигали 47 человек. Попытка взлёта окончилась катастрофой, ибо ракета рванула вверх вопреки расчётам астронавта и имя Ван Ху стало первым на аллее славы погибших покорителей космоса. В честь этого знаменательного события одному из кратеров на обратной стороне Луны присвоено имя Ван Ху.
Примерно в то же время и в наших палестинах, в Александровской слободе с колокольни стартанул наш посконный Икар - некий холоп Никита, однако его потуги также окончились фиаско. Всё дело в правильной реактивной тяге, как потом выяснилось. Так что увы, но китайцы к прорыву были несколько ближе. На тот момент...
Понятно, что в Европе, примерно до XVII века ни о каких космических путешествиях даже не мечтали. Там же боженька на небеси, ага. Однако, с неумолимым вторжением в бытие научной революции, авангардная человеческая мысль выстрелила в публику первыми фантастическими работами. В произведении Иоганна Кеплера "Сон или посмертное сочинение о лунной астрономии" (1634 г.) автор описывает Луну в сравнении с иными планетами солнечной системы, сообщая читателю, что туда вполне можно добраться...
Немного позже первый реальный писатель-фантаст Сирано де Бержерак запилил дилогию "Иной свет" (издано в 1657 и 1662 годах), где автор впервые использует такое понятие как "ракета" для достижения Луны. При том, что сам роман - лютая дичь, где лунатики ходят вверх ногами, питаются запахами и расплачиваются вместо денег стихами, интересные идеи потомки там почерпнули.
Именно после этой книги начинается так называемая "научная фантастика", где для путешествия на Луну не используются боевые драконы или суровые йоги, а предлагаются различные технические средства, годные для достижения цели.
Началось это не сразу... Восемнадцатый век знаменателен совсем другими научными достижениями. Однако, к середине XIX в. появляется поистине революционный роман Жюля Верна "Из пушки на Луну", возродивший дискуссии о "реактивной тяге", как критику артиллерийской идее романа.
В 1884 году немецкий учёный и изобретатель Герман Гансвиндт представил на суд учёного сообщества проект космического корабля, реактивная тяга для которого создается при помощи динамита. В верхние слои атмосферы корабль должен был подниматься при помощи вертолёта, также спроектированного Гансвиндтом. Проект опередил своё время на несколько десятилетий, а посему, принят не был. Автор проекта разорился и помер в безвестности. Его задумки были оценены только в 1975 году, после чего один из кратеров на Луне получил его имя.
Наши соотечественники, как обычно, запрягали долго. Мало того, власти предержащие постоянно их тянули обратно, в родное посконному сердцу мракобесие. В 1815 году по заказу Священного Синда выходит произведение "Разрушение коперниковской системы", мысль которого застряла веке так в XV-ом. Цитата из "научной работы": «Круг земли неподвижен, а солнце ходит вокруг»... - Однако! - как сообщил бы нам гражданин Воробьянинов.
У нас, в принципе, в первой половине ХIХ века синодальные мудрецы положили немало сил на борьбу с естественнонаучными исследователями, стремясь обратить их к старому, доброму креационизму.
Но, прогресс уже было не остановить. В 1881 году в одиночной камере Петропавловской крепости за несколько дней до казни народоволец Н. И. Кибальчич на клочке бумаги набросал реактивную космическую платформу на реактивной тяге. Тяга эта должна была создаваться "медленно горящими взрывчатыми веществами".
10 мая 1897 года, размышляя о возможности достижения космических скоростей, К.Э. Циолковский изобрёл формулу, устанавливающую зависимость между четырьмя параметрами: скоростью ракеты в любой момент времени, скоростью истечения продуктов сгорания из сопла, массой ракеты и массой взрывных веществ. По сию пору это уравнение у нас зовётся не иначе, как "Формула Циолковского". Увы, только у нас. Ибо в начале 20-ого века забугорные учёные изобретут этот "велосипед" заново, при том, что первенство Константина Эдуардовича тут неоспоримо, хотя в тот исторический период и не было известно в мире.
В 1903 году, в журнале «Научное обозрение» выходит статья Циолковского "Исследование мировых пространств реактивными приборами", где опять же впервые в мире приводятся теоретические доказательства возможность использования ракет на жидком топливе для межпланетных сообщений. Вторая часть работы была опубликована в 1911 году.
Как обычно, сильно обгоняющее время исследование научным миром оценено не было, а рецензент, способный продвинуть в международный научный мир революционную работу Циолковского - профессор М.М. Филиппов внезапно погибает. Снова фундаментальное открытие осталось неизвестным в широких научных кругах.
"Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет, и уже, в конце концов, исполнение венчает мысль."
К.Э. Циолковский
Однако зёрна, посеянные Циолковским упали на благодатную почву. Под чутким руководством мэтра вырос Ф.А. Цандер, а уже после Великой Октябрьской социалистической революции - энтузиасты: А.Я. Федоров, Г.А. Полевой, Н.А. Рынин; дальше - пионеры советской космической программы: Н.И. Тихомиров, И.Т. Клеймёнов, С.П. Королёв, А.М. Люлька и другие. В том же, 1923 году выходит фантастический роман только что возвратившегося на Родину Алексея Толстого "Аэлита", в следующем - его экранизация.
В 1923 году в Москве появляется секция международного "Общества межпланетных сообщений", основанное немецким учёным Германом Обертом, в том же году выпустившим основополагающую работу: "Ракета в межпланетное пространство". Советские энтузиасты в ответ направили Оберту работы Циолковского от 1903 и 1911 годов, зафиксировав таким образом наш приоритет.
Сам Циолковский после этого вступил в переписку с ведущими мировыми учёными в области космонавтики: Германом Обертом, Максом Валье, Робертом Годдардом и Францем Улинским. Представляю постигший тех когнитивный диссонанс, случившийся в силу наличия факта мирового первенства в космических исследованиях "варварской России".
Однако и большевистское правительство не оставалось в стороне. В 1921 году в Москве под руководством Н.И. Тихомирова была создана первая советская исследовательская и опытно-конструкторская лаборатория по ракетной технике - Газодинамическая лаборатория при Главном артиллерийском управлении РККА. В 1927 г. её передислоцировали в Ленинград, где её возглавил В.П. Глушко, под руководством которого началась разработка жидкостно-реактивных двигателей.
В пику ленинградским исследователям, в 1932 г. в Москве была создана научно-исследовательская и опытно-конструкторская организация по разработке ракет и двигателей - 1 ИРД (группа изучения реактивного движения) во главе с С.П. Королевым. Эти ребята конечно дико между собой "срались" и закидывали компетентные органы доносами друг на друга, однако, кое какая работа в перерывах между "срачами" таки велась.
К началу 30-х годов планы освоения ближнего космоса, начиная с Луны, волновали умы мирового научного сообщества. Макс Валье в своей работе: «Полет в мировое пространство как техническая возможность», опубликованной в 1930 году пророчествует:
"После того как удастся посылать ракеты за пределы сферы земного притяжения и соответственным образом изучить их полет, можно было бы попытаться попасть в Луну. При этом падение ракеты на Луну должно было бы сопровождаться вспышкой бенгальского огня; это и послужило бы нам доказательством удачи.
Когда такого рода обстрел Луны сделается настолько обычным делом, что промах станет уже возбуждать смех соперников, будет произведена попытка послать вокруг Луны большую ракету, но все же без людей и притом так, чтобы она вновь вернулась на Землю. Разумеется, эту машину надо будет послать с таким расчетом, чтобы она облетела Луну ко время новолуния, пролетая над обращенной от нас стороной Луны, в это время ярко освещенной солнечными лучами. Ни один из снятых в настоящее время и мире фильмов не обладал бы такой научной ценностью, как эта полоска фотографической пленки, на которой мы сразу же увидели бы то, чего невозможно было увидеть на протяжении ряда тысячелетий ...Настанет день, когда па Луну взовьется первый огромный пассажирский ракетный корабль пространства. Правда, сначала будет предпринят только облет вокруг Луны. Если в первый раз путешественники и не рискнут произвести высадку, то она этим, несомненно, будет только отсрочена.
Достижение Луны ракетами без людей должно совершиться сравнительно скоро, а путешествия на нее к пассажирской ракете также можно ожидать не слишком через большой промежуток времен!".
Указанные тезисы были провозглашены за 29 лет до первого "прилунения" космического аппарата (СССР) и за 39 лет до высадки человека на Луне (США).
В 1924 году в Москве образовалась Ассоциация изобретателей-инвентистов (АИИЗ), в рядах которой были объединены ученые и изобретатели, полыхающие идеями развития космонавтики. Энтузиасты АИИЗ Г.А. Полевой и А.Я. Фёдоров являлись моторами Первой мировой выставки межпланетных аппаратов и механизмов, открытие которой в Москве состоялось 24 апреля 1927 года. Организаторами выставки также выступили президент АИИЗа А.С. Суворов, И.А. Беляев, О.В. Хлопцева и З.Г. Пятецкий. Семеро смелых, да.
Приглашение принять участие в историческом событии были разосланы пионерам космонавтики по всему миру. Циолковский, в виду состояния здоровья выставку посетить лично не смог, однако приглашения мировым звёздам космонавтики были подписаны и от его имени.
Захар Пятецкий вспоминал:
"По первому дню работы можно было судить о несомненном успехе. Среди посетителей были и млад, и стар. Были рабочие и служащие, ученые и инженеры. Особенно много молодежи, студентов. Не раз приходили Ф.А. Цандер и друг К. Э. Циолковского, известный ученый А. Л. Чижевский. Были народные артистки Нежданова и Обухова, Вл. Маяковский. Вспоминается такой эпизод — в первые дни выставку посетил один молодой человек, он сообщил, что у него имеется проект космического корабля. Его проект поместили в экспозицию."
Экспозиция выставки была подготовлена основательно, были представлены рисунки других планет и межзвёздных кораблей, фотографии Луны и созвездий, публикации, модели кораблей.
Циолковский, Цандер, Оберт, Годдард, Эсно-Пельтри, Валье, Гефт и другие светила охотно предоставили свои наработки, чертежи и эскизы. Среди макетов: аэроплан-ракета Цандера, проекты Улинского (Австрия), Графинье и Эсно-Пельтри (Франция), Оберта и Валье (Германия), Уэльша (Англия) и Годдарда (США). Все макеты изготавливались по полученным от авторов чертежам и описаниям.
То есть откликнулась элита мировой науки. Макс Валье писал организаторам:
«К сожалению, я еще не имею ракетного корабля, который позволил бы преодолеть пространство от Москвы до Мюнхена за один час. Но я надеюсь, что такое чудо свершится через несколько лет. Полет в мировое пространство станет слиянием техники и культуры».
Посетители увидели и работы организаторов: «ракетмобиль» Федорова, «космостанцию», космический скафандр и «ракетмобиль» Полевого.
Особой популярностью пользовалась «лунная витрина», которую создал художник Архипов. Он изобразил лунный пейзаж, на фоне которого высилась ракета, а человек в скафандре всматривался в далекую зелено-голубую Землю.
Молодым ученым-изобретателям также отвели собственный «уголок», где они могли разместить свои чертежи, рисунки и модели. Посетители же могли вписать свои имена в «лунную книгу», тем самым подтверждая свое согласие на участие в первом полете на Луну.
За два месяца работы экспозиции, её посетили порядка 12 тысяч человек, в том числе и С.П. Королёв, за год до выставки перебравшийся из Киева в Москву. Можно сказать, что именно с данной инициативы и началась в нашей стране глобальная популяризация космонавтики, которая сегодня является грандиознейшей высокотехнологической областью, доступной лишь десятку стран. Ну а наша страна держала пальму первенства (за исключением периода Великой отечественной войны) с 1897 по 1969 годы. Так-то.
P.S.:
Ну и немного о первом полёте человека в космос.
4 марта 1961 года советская экспериментальная система противоракетной обороны "А" впервые в истории перехватила боеголовку баллистической ракеты Р-12, летевшую с гиперзвуковой скоростью (12 мах). Удалось это сделать благодаря титанической работе конструкторского бюро под руководством Григория Васильевича Кисунько. После перехвата головка баллистической ракеты просто развалилась на части и оставалось лишь собрать её обломки. К подрыву ядерного заряда она становилась непригодна.
Испытания системы "А" и последовавшая за ним отправка человека в космос послали оппонентам нашей страны однозначный сигнал о том, что у СССР есть средства перехвата баллистических ракет и собственная ракета как средство доставки не только человека в космос.
В мае 1961 года в США началось создание собственной системы ПРО.
У меня всё)
Лайки и подписки в честь праздника! Ура товарищи!
Читайте также: Энциклопедия типажей литературных тётечек