Найти тему
Лилия Рыжанкова

Зачем нужны гидротехники? Часть 3: зачем нужна Иваньковская ГЭС

Цитирую комментарии к обсуждаемой статье ( https://zen.yandex.ru/media/moscowtraveller/samyi-bolshoi-podmoskovnyi-hram-nahoditsia-v-100-kilometrah-ot-moskvy-no-vy-o-nem-vriad-li-slyshali-5ff83186af142f0b177cba4c ), которые не могут гидротехника оставить равнодушным:

«александр чепарев

2 месяца

Самый главный путешественник, судя по вашему отношению к истории России, вы же думающий человек ,желающий познать.Так откуда скудость рассуждений,"кем же " А задаться вопросом :"Для чего?"

Ответить

6

Роман Кокотов

2 месяца

александр, ну расскажите нам, для чего. Для выработки электроэнергии? Вряд ли это оправдывает потерю десятков немелких населённых пунктов (и сотен мелких), а также сотни квадратных километров земли, причём в основном это были освоенные угодья и заливные луга. Все равно ГЭС вырабатывают меньшую часть электроэнергии в европейской части России.

Ответить

-7

din 123

2 месяца

Роман Кокотов, сейчас - меньшую. Тогда - нет. Может есть смысл сегодняшним НЕ большевикам уменьшить плотины? »

Это цитата, поэтому ничего не исправляю.

Не комментирую последнее высказывание, просто привожу пример, что не гидротехники думают про гидротехнические сооружения. Может потом, попозже, постараюсь их разуверить, разубедить в простоте переделки гидротехнических сооружений. Но пока про Иваньковскую ГЭС или, строго говоря, про комплекс гидротехнических сооружений, обеспечивающих работу канала имени Москвы.

Про канал имени Москвы.

За 20 лет после окончания гражданской войны и до начала Великой Отечественной население Москвы увеличилось c 1 млн. жителей в 1920 году до 3,6 млн. в 1936 году, а объём поставляемой дореволюционной системой водоснабжения воды в Москву не изменился: на конец 1920 года (когда принимался План ГОЭЛРО) составлял 117 литров в сутки на каждого жителя.

Советская власть строила социалистическое государство. Что это значило с точки зрения водоснабжения? Вода должна быть в каждой квартире и не в виде краника с холодной водой на кухне, а горячая и холодная, в ваннах, должны быть системы отопления и канализации. Сколько вёдер воды в день нужно принести на коромыслах из-под горы из родников или речек? Напоминаю, русские города строились на берегах рек, высоких берегах, чтобы не затопило весеннее половодье. 5 вёдер в сутки на человека, т.е., максимум 50 литров. Если вы пойдёте за водой к колонке, то можно принести и 10 вёдер. Современные нормы для проектирования систем водоснабжения, канализации и отопления в благоустроенных квартирах предлагают 250 литров в сутки на человека. В эти 250 литров входит вода и на работу городских фонтанов, полив уличных зелёных насаждений и мойку улиц.

А ведь вода нужна ещё и для промышленных предприятий, систем охлаждения тепловых электростанций, да ещё много куда.

Существовавшая система водоснабжения не решала проблему ни по объёмам подачи воды, ни по качеству воды. Да и источники забора воды работали на пределе возможностей.

Рассматривалось несколько вариантов решения проблемы, оптимальным был признан проект водоснабжения Москвы волжской водой из проектируемого Иваньковского водохранилища на Волге площадью 327 км² и вместимостью 1120 млн. м³.

Иваньковское водохранилище в районе шлюза №1
Иваньковское водохранилище в районе шлюза №1

Кстати, водохранилище используется как водоём-охладитель крупной тепловой электростанции — Конаковской ГРЭС .

Самая знаменитая "знаменитость" Иваньковского водохранилища - памятник В.И. Ленину (скульптор  С.Д. Меркуров)
Самая знаменитая "знаменитость" Иваньковского водохранилища - памятник В.И. Ленину (скульптор С.Д. Меркуров)

Единственный маяк, обслуживающий Иваньковское водохранилище
Единственный маяк, обслуживающий Иваньковское водохранилище

Такие объёмы позволяли ежегодно забирать из него до 1 млрд. м³ воды, а транспортировать волжскую воду должен был канал длиной 128 км. Общая мощность Московского водопровода должна была составлять 2,2 млн. м³ в сутки.

Обеспечивать качество волжской воды, соответствующее требованиям ГОСТа «Вода питьевая», должны осуществлять 3 новые станции водоподготовки: Северная и Сталинская в восточной части города, Пролетарская − на юго-востоке.

Канал Москва-Волга был сдан в эксплуатацию в 1937 году. За 4 года и 8 месяцев построили:

Ø 10 плотин (7 грунтовых и 3 бетонных);

Ø 8 шлюзов (2 − на южном склоне канала, 5 − на северном, 1 − на Волге);

Ø 5 насосных станций;

Ø 7 гидроэлектростанций;

Ø 19 мостов и путепроводов;

Ø 2 туннеля.

Канал Москва - Волга (с 1947 года - Канал им. Москвы)
Канал Москва - Волга (с 1947 года - Канал им. Москвы)
Насосная станция у шлюза №5
Насосная станция у шлюза №5

Шлюз №2
Шлюз №2

Иваньковская ГЭС действительно входит в состав гидротехнических сооружений, обеспечивающих работу канала: вырабатывает электроэнергию на стоке водохранилища и частично компенсирует электроэнергию , потребляемую насосными станциями.

Любая плотина создает перепад уровней воды в верхнем и нижнем бьефах. А раз есть разница уровней, т.е., напор, логично использовать его на выработку электроэнергии. Даже на Листвянской плотине с напором 3 метра работает ГЭС.

Канал Москва-Волга (с 1947 года канал им. Москвы) не только обеспечивает водой москвичей. Он решил проблему обводнения рек Москвы и Яузы, обеспечил судоходный путь, связывающий Москву с Волгой, а сейчас обслуживает теплоходные круизы, пользующиеся огромной популярностью.

Напоследок, для настроения, гидротехнические сооружения, как способ спасения отставших от теплохода туристов.

Лето. Теплынь. 6-тидневный круиз Москва - Кинешма – Москва. Последняя стоянка перед возвращением – Углич.

Стоянка теплоходов в Угличе
Стоянка теплоходов в Угличе

После всех экскурсий туристов отпустили на свободу, предупредив, теплоход отправляется в 17.00 и в 16.45 все должны быть на борту. На причале 3 теплохода, наш отплывает последний. Над водой разносятся громкие объявления об отчаливании. На наш не вернулись двое туристок. Теплоход никого не ждёт и мы отчаливаем. И вдруг видим, что наши дамы неторопливо бредут к причалу. Столпившиеся на палубах туристы кричат и машут руками. Дамы в шоке! Громкий голос капитана: «Немедленно на шлюз!».

Тот самый шлюз
Тот самый шлюз

Дамы мобилизуются и бегут к стоянке такси. Зрители не покидают палубы. Теплоход разворачивается и вплывает в камеру шлюза. Нас там ждут ещё 2 теплохода. Камера шлюза заполняется и вода поднимает теплоходы на 9 метров вверх.

Та самая стенка шлюза
Та самая стенка шлюза

И сопереживающие туристы трёх теплоходов видят у стен камеры наших отставших. На стенку камеры выскакивают бравые матросы и на стульях возвращают блудных дочерей на родной борт. Бурные аплодисменты, крики «Ура!». Финита ля комедия!

Всем удачных путешествий на теплоходах среди гидротехнических сооружений!

Все фото из архива автора