В старых, выброшенных коленкоровых папках, найденных мной, была собрана целая жизнь одного интересного человека. Что смогла - забрала, теперь читаю, раскладываю и перепечатываю в свой журнал. Александр Машков был архитектором - планировщиком и разрабатывал Генплан городов ближайшего Подмосковья. Публикую еще один его очерк, из немногого, что удалось мне забрать и сохранить. Может быть это будет интересно - давайте почитаем вместе:
Часть 2
До 30-х годов единственными градостроителями Сектора планировки ГИПконторы были инженеры-планировщики Московского Межевого института, а позже в 1931-1935 гг. , большинство из них, без отрыва от производства - экстерном окончили Архитектурно-строительный институт (АСИ). К этим "пионерам"-градостроителей Подмосковья относится: "Н.С. Смирнов, М.О. Хауке, А.Г. Кузнецов, Л.Ф. Дворец, М.Л. Михлин, Ю.Г. Мартынов, Алексеев, Сергеев, Машков и другие.
Эти специалисты, будучи первыми планировщиками являлись руководителями - администраторми, бригадирами и непосредствеными исполнителями различных: обследовательских, изыскательских, проектных работ, а также докладчиками - защитниками выполненных работ: социально-экономических положений (основные положения), схем планировки, генпланов и проектов застройки.
В Секторе планировки образовались три творческие бригады, руководителями были: Хауке М.О., Михлин М.Л., Дворец Л.Ф.; главным инженером сектора - Клейменов Н.М., а начальником сектора был Смирнов Н.С.
Этот начальный период советского градостроительства в Подмосковье был насыщен различными дискуссиями: о домах - коммунах, о социалистическом расселении и др.
Один из противников социалистического расселения автор теории "дезурбанизации" - Охитович - так прямо и определил: "Жилище - является местом отправления физиологических функций человека".
Он пропагандировал расселение путем размещения населения по дорогам, в двухэтажных домиках с автомобилем в первом этаже.
А вот второе абсурдное предложение о домах коммунах, автором которого был некий Сабсович, он доказывал, что "... В доме не должно быть индивидальных кухонь, квартир, никаких семейных комнат. Каждый трудящийся должен иметь отдельную небольшую комнату для спанья и отдыха. Никаких комнат для общего проживания в них мужа и жены быть не должно."
Сейчас это смешно, а тогда эти новоявленные "теоретики" имели своих сторонников и приходилось вести серьезную борьбу с вульгаризаторами марксизма-ленининзма.
Известно, что Июньский (1931 г.) Пленум ЦК ВКП(б) дал решительный отпор правым оппортунистам и "левым" фразерам.
Дискуссия о социалистических городах не миновала и нашу группу планировщиков-градостроителей.
Вспоминается такой эпизод. Однажды (1929 г.) на общем собрани ГИПконторы обсуждался промфинплан. Кто-то из геодезистов задал вопрос докладчику - начальнику конторы - "Что такое социалистические города?". Докладчик, Боровой А.А. не задумываясь сказал: "Это такие города, в которых жёны будут общие".
Ответ начальника вызывал горячие возражения со стороны молодых планировщиков-градостроителей, из числа которых было позволено выступить только одному, указавшему начальнику на его абсурдное толкование нового типа советского социалистического города.
Поскольку другим из группы молодых специалистов было отказано в выступлениях, все они демонстративно покинули зал собрания. Так молодые специалисты отреагировали на вредные высказывания начальника А.А. Борового. Сейчас все это кажется странным, но тогда это было так.
Записки, как будущий архитектор сбежал из австро-венгерского плена можно прочитать пройдя по ссылке ниже.
Начало истории, как ко мне попал архив пленного времен Первой Мировой войны и первая глава исторической повести находится здесь.
Фото из личного архива Анны Николаевой