Я всегда стараюсь рыбачить на какой-нибудь малопосещаемой речке. Хочется побыть наедине с природой, а то и просто отдохнуть. Если дорога неудобная, то и других рыболовов немного, никто не мешает друг другу и не старается "обрубить" соседа, когда у того начинается клев. Да в конце зимы по водоему особенно и не побегаешь: ведь часто в это время на середине реки уже промоины.
Но это рыболову на руку- рыба еще не привыкла к яркому свету и старается спрятаться от него под сохранившимся береговым припаем. Там она менее осторожна, охотнее клюет на мормышку.
Сверлишь среди торчащих из-подо льда веток лунку, и редко какая оказывается пустой. Еще один плюс в такой ловле- можно спрятаться среди кустов от ветра, злейшего врага рыболова. Всю зиму он мешал тем, кто ловит на безнасадочную мормышку: сбивал правильную игру и не давал заметить осторожные поклевки.
Мы бредем с приятелем по колено в снегу, пар от нас валит клубами, но излучина с заветными прибрежными ямками вроде и не приближается.
Пробурив по паре лунок в самых перспективных, на наш взгляд местах, садимся перекусить и отдохнуть. В конце зимы мы используем саме маленькие мормышки. Играть ими надо аккуратно, точно, поэтому с трясущимися от нетерпения руками ловлю лучше не начинать: ямки под кустами небольшие, и насторожить плотву неправильной игрой или пустой подсечкой проще простого.
Лунки мы не прикармливаем, так что наша рыбалка больше похожа на охоту. Весь интерес в ловле на небольшой речке- именно в процессе поиска рыбы, а не в ее количестве. Ведь особенно большого улова мы и не ожидаем: на русло, где стоит подлещик, мы выйти теперь уже не можем- льда там уже нет, а в кустах можно рассчитывать разве что на стограммовую плотвичку.
Справиться с крупной рыбой, тем более со щукой, охотно берущей на безнасадочную мормышку "нимфа", на глубине в лунке меньше метра и обилии коряг вокруг- дело практически безнадежное. Леску поневоле приходится ставить самую тонкую: чем тоньше леска, тем мельче может быть мормышка ( крупную в эту пору плотва игнорирует), и играть она будет лучше. Мы заранее готовы к обрывам и глухим зацепам. Но если зацеп- дело поправимое (без отцепа в таких местах не обойтись), то к обрыву (а за день ловли такое случается по нескольку раз) надо быть просто морально готовым, чтобы не переживать потом раз за разом это досадное событие, представляя себе, какого цвета и размера была упущенная рыба.
Сезон последнего льда еще не начался, поэтому поклевки осторожные. Иногда замечаешь, что кивок просто начинает "плавать" при игре или цепляется за ледяное крошево в лунке. Контрольная несильная подсечка- рыба на крючке, и мормышка застряла глубоко в пасти рыбы. Со стороны такие поклевки вообще незаметны, и постороннему наблюдателю кажется, что поимка рыба смахивает на фокус.
Начало было многообещающим- мы достали по паре небольших плотвичек и окуней из двух лунок. И вдруг клев резко прекратился. Возобновился он спустя час так же неожиданно, и мы еще долго терялись в догадках по поводу столь странного поведения рыбы, если бы не мрачного вида туча, неожиданно появившаяся из-за стоящего на крутом берегу реки леса.
При ее приближении рыба начала просто неистовствовать, не давая мормышке уйти даже на несколько сантиметров ниже кромки льда. Вокруг потемнело, и снег начал лепить так, что стоило только отвернуться, как свеже просверленная лунка просто исчезала. Минут сорок мы с приятелем сидели в ревущем белом аду, постепенно превращаясь в сугробы. Когда все стихло, пришлось передвигаться по льду очень осторожно, чтобы не попасть в заметенные снегом промоины. Клев прекратился, зато стала разбойничать щучка.
Потеряв по паре мормышек, мы решили переместиться на небольшой омуток. И не прогадали- он одарил нас плотвой и тремя голавлями.
После обеда рыба опять решила "передохнуть", и мы полезли в кусты, поближе к берегу- там в это время обычно начинал поклевывать некрупный окунь. Если посмотреть на нас со стороны реки, то может показаться, будто мы изобрели новый способ рыбалки, сродни мышкованию у лисиц. Тоже почти фокус. Представьте, сидят два чудика на берегу в кустах, копошатся в снегу среди ветвей и вынимают из снега рыбку за рыбкой.
Уровень воды в морозы падает, и примерзший к берегу лед повисает как бы в воздухе. Хотя плеск воды от рыбы, поднимаемой к нижней кромке лунки, отчетливо слышен, но он как ни странно, не пугает окуневую стайку, и около часа мы спокойно ловим на одних и тех же лунках.
Ближе к вечеру перемещаемся на небольшой омут- туда в сумерки к береговому свалу выходит кормиться подлещик. И пока виден сторожок, можно успеть поймать несколько рыб на "чертика".
Вперемежку с подлещиком попадается и ерш. В последние годы он здесь подрос и уже не вызывает раздражения, попав на крючок.
Однако досиживать до полной темноты сегодня все-таки не стоит- после такого снегопада вряд ли кто-нибудь протоптал тропинку для нас назад к дому.Бредем по колено в снегу через темнеющий лес к деревне, откуда мы снова вернемся в городскую суету.