«Имущество» — второй графический роман Руту Модан, одной из самых известных израильских художниц и авторов комиксов. Это история о прошлом еврейской семьи, в котором на коллективную травму наложилась личная трагедия. В романе читатель найдет элементы детектива, семейной саги, психологической драмы и пару любовных линий.
В 2000-е элегантная пожилая дама Регина Сегал летит вместе с внучкой Микой из Тель-Авива в Варшаву.
После смерти сына Регина решает завершить давнее дело — разобраться с варшавской недвижимостью, принадлежащей до Второй мировой войны ее семье. Но это лишь формальная причина для поездки. Мика подозревает, что бабушку привело в Варшаву нечто совершенно иное. Но что?
За неделю ей предстоит разобраться в семейных тайнах, лучше узнать бабушку, открыть для себя город, в котором жили предыдущие поколения ее семьи, и даже влюбиться.
В истории есть автобиографичные детали, но всё-таки она не полностью посвящена семье Руту Модан. По словам Руту, харизматичная бабуля в романе — это собирательный образ: «Регина Сегал — это комбинация сразу обеих моих бабушек. И да, обе они были из Польши».
Бабушки, в особенности бабушка по отцовской линии, которая выросла в Варшаве, а после немецкой оккупации Польши бежала с отцом и дядей Руту в Израиль, не впервые появляются в работах художницы.
В серии комиксов «Смешанные эмоции», написанных Руту Модан для The New York Times, есть история The Most Popular Girl in Warsaw (2007). Главная героиня удивительным образом очень похожа на Регину Сегал.
Роман Руту Модан — это многослойное повествование. За бесконечными разговорами и бытовыми подробностями, порой смешными и нелепыми, скрывается не просто история одной семьи, а история многих евреев и поляков и их сложных взаимоотношений, судеб, сложившихся трагично во время Второй мировой войны.
Руту Модан показывает, как неохотно Регина Сегал делится подробностями о своем детстве, как невольно приукрашивает прошлое, пытается от него дистанцироваться.
«Мне нет дела до Варшавы! Одно огромное кладбище», — произносит Регина Сегал еще в самолете на пути в Варшаву в ответ на замечание пассажира, посчитавшего эту поездку Регины попыткой возвращения к корням, исключительно важной для бабушки и внучки.
Руту Модан прячет горечь утраты и ностальгию за черным юмором. Порой показывает исторический контекст в абсурдистском ключе. Взять хотя бы эпизод с уличной реконструкцией, во время которой актер в немецкой военной форме по ошибке заталкивает перепуганную до смерти Мику в грузовик, полный людей с нашивками — желтыми звездами.
Несмотря на то что дома с историей исчезли, их заменили высотные здания, к примеру, на месте старого кинотеатра вырос отель «Хилтон», прошлое в этом городе не отпускает ни на минуту, оно поджидает на каждом углу. И город, и Регина Сегал сильно изменились, оба делают вид, что прошлое им безразлично и что оно не имеет над ними власти, и оба лукавят.
Еще одна черта многослойности «Имущества» заключается в том, что это история в истории (комикс в комиксе). Один из героев — поляк Томаш, новый знакомый Мики, — художник, и он придумывает комикс по мотивам истории Регины Сегал. Так семейная тайна перетекает в плоскость искусства.
Стиль рисовки Руту Модан напоминает работы бельгийского комиксиста Эрже, автора знаменитых комиксов о Тинтине, работавшего в технике «чистой линии». Руту тоже отдает предпочтение ярким цветам и реалистичной манере изображения.
Особенно здорово прорисованы в «Имуществе» мимика и движения персонажей, и это неудивительно. Во время работы над романом Руту Модан позировали профессиональные актеры.
В 2014 году Руту Модан получила за «Имущество» премию имени Уилла Айснера. Роман также номинировался на премию Игнаца и премию Международного фестивался комиксов в Ангулеме. Сестра Руту Модан работает над экранизацией комикса. А еще по мотивам «Имущества» в Чикаго поставили оперу, которую сочинил польский композитор Влад Мархулец.
Руту Модан — израильская художница, иллюстратор и автор комиксов. Рисовала комиксы для ежедневных газет Израиля: Yedioth Acharonot и Ma’ariv. Сотрудничала с изданиями The New Yorker, Le Monde, The New York Times. Вместе с иллюстратором Ирми Пинкусом работала над выпуском сатирического журнала MAD на иврите. В 1995 году они основали комикс-объединение и одновременно независимое издательство Actus Tragicus, в которое вошли еще три израильских художника. Совместно издали 9 книг и множество серий рисованных историй.
Руту преподает комиксы и иллюстрацию в Академии искусств «Бецалель» в Иерусалиме, которую сама окончила с отличием.