Найти в Дзене
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Россия и Китай говорят Америке: прошлые времена ушли, или зачем Путин «троллит» Байдена

Президент Китая Си Цзиньпин и президент России Владимир Путин позируют для семейного фото на 11-м саммите лидеров БРИКС в Бразилиа, Бразилия, в 2019 году. Обе страны отвергают заявленное право Америки устанавливать правила «мирового порядка». Sputnik
Президент Китая Си Цзиньпин и президент России Владимир Путин позируют для семейного фото на 11-м саммите лидеров БРИКС в Бразилиа, Бразилия, в 2019 году. Обе страны отвергают заявленное право Америки устанавливать правила «мирового порядка». Sputnik

В прошедших в прошлом месяце инцидентах с Соединенными Штатами Москва и Пекин убедительно заявили, что не потерпят, чтобы им говорили, что им делать или как себя вести. Эти инциденты стали переломным моментом в отношениях России с Западом и, в частности, с США. В двух драматических моментах, транслируемых по телевидению, президент США Джо Байден и президент России Владимир Путин изменили динамику отношений между своими странами, возможно, безвозвратно.

Большинство комментаторов на Западе сосредоточили свое внимание на «троллинге» Путиным Байдена, когда в ответ на оскорбления с американской стороны Путин сухо, хотя, может быть, и не столь парадоксально, как казалось с первого взгляда, но пожелал американскому коллеге «крепкого здоровья». Это произошло после того, как Байден назвал Путина «убийцей». Однако необходимо более внимательное и полное прочтение послания Путина Соединенным Штатам, чтобы понять, что российский лидер, наконец, готов сказать: – «Не судите нас по заявленным вами стандартам и не пытайтесь указывать нам, что делать».

Послание Путина Байдену . Проверка российского лидера на прочность началась, когда Байдена в интервью ABC News Джордж Стефанопулос спросил о Путине, и тот согласился, что он «убийца» и у него нет души. Он также сказал, что Путин «заплатит цену» за свои действия. После чего Путин предпринял необычный шаг, выступив на государственной телекомпании ВГТРК с, практически, подготовленным заявлением в ответ Байдену. В необычно резкой для его выступлений манере Путин вспомнил историю геноцида коренных народов в США, жестокий опыт рабства, продолжающиеся репрессии против черных американцев сегодня и неспровоцированную ядерную бомбардировку Соединенными Штатами Хиросимы и Нагасаки во время Второй мировой войны. Он посоветовал Штатам не судить других по их собственным стандартам: – «Все, что вы говорите о других, – это то, чем вы являетесь сами».

Некоторые американские журналисты и наблюдатели отреагировали на это как на «троллинг». Но это не так. Это была преамбула самого важного за последние годы послания Путина тому слою американского общества, который он называл американским «истеблишментом или правящим классом». По его словам, руководство США намерено поддерживать отношения с Россией, но только «на своих условиях». «Хотя они думают, что мы такие же, как они, но мы разные люди. У нас другой генетический, культурный и моральный кодекс. Но мы умеем отстаивать собственные интересы. И мы будем работать с ними, но в тех сферах, в которых мы сами заинтересованы, и на тех условиях, которые считаем выгодными для себя. И им придется с этим считаться. Им придется с этим считаться, несмотря на все попытки остановить наше развитие. Несмотря на санкции, оскорбления, им придется с этим считаться», – сказал он.

Западные комментаторы сошлись во мнении, что подобные высказывания в новинку для Путина. В течение многих лет он всегда вежливо подчеркивал, что западные державы должны иметь дело с Россией на основе правильных дипломатических протоколов и взаимного уважения национального суверенитета, если они хотят ослабить напряженность. Но никогда раньше он не был так прямолинеен, говоря по сути: – «Не смейте пытаться судить нас или наказывать нас за несоблюдение того, что вы называете универсальными стандартами, потому что мы отличаемся от вас. Те дни прошли».

Китай тоже наступает. Резкое заявление Путина удивительно похоже на столь же твердые публичные заявления, сделанные высокопоставленными китайскими дипломатами госсекретарю США Энтони Блинкену на Аляске. Блинкен открыл встречу критикой растущего авторитаризма и агрессивности Китая внутри страны и за рубежом – в Тибете, Синьцзяне, Гонконге и Южно-Китайском море. Он утверждал, что такое поведение угрожает «основанному на правилах порядку, который поддерживает глобальную стабильность». Ян Цзечи, глава внешнеполитического ведомства Коммунистической партии Китая, в ответ осудил лицемерие Америки. Он сказал : – «У США нет права говорить то, что они хотят сказать Китаю с позиции силы. США используют свою военную силу и финансовую гегемонию, чтобы осуществлять долгосрочную юрисдикцию и подавлять другие страны. Они злоупотребляют так называемыми представлениями о национальной безопасности с тем, чтобы препятствовать нормальному торговому обмену, и подстрекают некоторые страны к нападению на Китай». Он также сказал, что США не имеют права продвигать свою собственную версию демократии, когда они имеют дело с таким масштабным недовольством и проблемами с правами человека у себя дома.

Россия и Китай сближаются. Заявлению Путина был придан дополнительный вес благодаря двум дипломатическим действиям: отзыву Россией своего посла в США и встрече министра иностранных дел Сергея Лаврова в Китае со своим коллегой Ван И. На саммите Пекин и Москва договорились твердо выступить против западных санкций и укрепить связи между своими странами, чтобы уменьшить их зависимость от доллара в международной торговле и расчетах. Лавров также сказал: – «Мы, обе державы, считаем, что США играют дестабилизирующую роль. Они полагаются на военные союзы времен холодной войны и пытаются создать новые союзы, чтобы подорвать мировой порядок».

Хотя недипломатичные высказывания Байдена о Путине, возможно, не были написаны по сценарию, тем не менее, их влияние было глубоким. Вместе с резким тоном встречи министров иностранных дел США и Китая на Аляске, также спровоцированной американской стороной, очевидно, что в атмосфере отношений между США, Китаем и Россией произошли серьезные изменения.Что это будет значить на практике? И Россия, и Китай дают понять, что будут иметь дело с Западом только тогда, когда им это удобно. Санкции их больше не беспокоят. Обе державы также демонстрируют, что им все более комфортно работать вместе как близким партнерам, если еще не военным союзникам. Они будут расширять свое сотрудничество в областях, где у них есть общие интересы, и развивать альтернативы системам торговли и платежей, в которых доминируют западные страны.

Страны в Азии и за ее пределами внимательно следят за развитием этого альтернативного международного порядка, возглавляемого Москвой и Пекином. И они также могут распознать признаки нарастающего экономического и политического упадка в США. Это новый вид холодной войны, но не тот, который основан на идеологии, как ее первое воплощение. Это война за международную легитимность, борьба за сердца, умы и деньги в очень большой части мира, не связанной с США или Организацией Североатлантического договора.

США и их союзники будут продолжать действовать в соответствии со своим нарративом, в то время как Россия и Китай будут продвигать свои конкурирующие нарративы. Это стало предельно ясно за последние несколько драматических дней дипломатии крупных держав. Глобальный баланс сил меняется, и теперь для многих стран «умные деньги» могут быть на стороне России и Китая.

TONY KEVIN, научный сотрудник Австралийского национального университета