Найти тему
Metsur Volde

Перекомпозиция, или чем известны знаменитые «Гребцы» Георгия Гурьянова

Одной из самых известных работ художника Георгия Гурьянова являются «Гребцы». У этой картины достаточно интересная и долгая история, начатая в 90-х годах прошлого века и, к сожалению (может для кого-то и к счастью), незаконченная.

На открытии выставки "Новая Академия. Санкт-Петербург". Фонд культуры "Екатерина". Москва. 1.11.2011
На открытии выставки "Новая Академия. Санкт-Петербург". Фонд культуры "Екатерина". Москва. 1.11.2011

Георгий Гурьянов по праву является наследником традиций знаменитых художников Самохвалова, Дейнеки и Родченко. Эти признанные мастера вовсю использовали творческий метод, который отец неоакадемизма в России Тимур Новиков назвал «перекомпозицией».

«Опираясь на версификацию (искусство выражать свои мысли в стихотворной форме или стихосложение – прим.ред.), на параллельные исследования других теоретиков в этой области, мы и разработали определенные методы, которые позволяли создавать нам из старого искусства новое. Собственно, метод перекомпозиции - это тот самый метод, которые позволяет организовать новое искусство из старого», - писал Тимур Новиков в 90-х годах в своей статье "Теория перекомпозиции".

По воспоминаниям художника Дениса Егельского, одна из известных картин Гурьянова «Гребцы» возникла благодаря репортажному немецкому снимку 30-х годов прошлого века. Живописец создал монументальное полотно, использовав в качестве моделей фотохудожника и поэта Станислава Макарова, знакомого гребца по имени Сергей и, конечно же, себя самого.

1998 год / birdinflight.com
1998 год / birdinflight.com

Георгий Гурьянов создал немало подготовительных материалов к главной работе. Некоторые из них в итоге стали жить, как самодостаточные произведения искусства. К ним относятся работы «Гребец Станислав», «Гребец Сергей», «Гребец Георгий» и автопортрет со Станиславом Макаровым («Гребец и рулевой»).

Эскиз (автопортрет со Станиславом Макаровым). Холст, акрил, карандаш. 1998 год / фото автора
Эскиз (автопортрет со Станиславом Макаровым). Холст, акрил, карандаш. 1998 год / фото автора

Сами «Гребцы», как рассказывал Денис Егельский, существуют как минимум в трех различных вариантах, один из которых был продан на торгах Sotheby ’s , а другие два принадлежат частным коллекционерам.

Гурьянов на фоне автопортрета. Фото: Сергей Борисов. 2004 / borisov.photographer.ru
Гурьянов на фоне автопортрета. Фото: Сергей Борисов. 2004 / borisov.photographer.ru

В 1998 году «Гребцы» были выбраны в качестве плаката для Олимпийских гей-игр в Амстердаме.

@katerinathinks / twitter.com
@katerinathinks / twitter.com

Георгий Гурьянов пишет "Гребцов". 2000 год / Pr Scr youtube.com/watch?v=d93fUWQ2gdk&t=221s
Георгий Гурьянов пишет "Гребцов". 2000 год / Pr Scr youtube.com/watch?v=d93fUWQ2gdk&t=221s

Перфекционизм Георгия Гурьянова не знал границ, и работу над «Гребцами» художник вел начиная с 1998 года и до самой смерти в 2013-м. Две картины так и остались незаконченными. Очередная работа с одним из любимых сюжетов Гурьянова ниже.

Гребцы. 2008-2013. холст, акрил / artly.ru
Гребцы. 2008-2013. холст, акрил / artly.ru

Очевидно сходство этой незаконченной картины Гурьянова с фотографией Сергея Шиманского (1898-1972). Но... отзеркалено.

С. Шиманский "Морской флот". Черное море, 1930-е годы / orloffmagazine.com
С. Шиманский "Морской флот". Черное море, 1930-е годы / orloffmagazine.com

Последняя (на момент выпуска статьи) выставка с участием эскиза «Гребцов» (тот самый автопортрет Гурьянова с Макаровым) называлась «Современное российское искусство. Из собрания Нового музея Аслана Чехоева» и проходила в петербургском «Новом музее» с 3 по 28 марта 2021 года.

Эскиз. Холст, акрил, карандаш. 1998 год. (фрагмент) / фото автора
Эскиз. Холст, акрил, карандаш. 1998 год. (фрагмент) / фото автора

Знали ли вы где жил юный Георгий Гурьянов в 60-70-е? Конечно же на его любимом Васильевском острове!

Обязательно подпишитесь на мой канал, чтобы ничего не пропустить!