Основателем Фив был финикиец по имени Кадм , который искал свою сестру, похищенную Зевсом.
Кадм - герой древнегреческой мифологии, легендарный основатель Фив в Беотии.
Его потомок, Лай, был напуган предсказанием пророчицы о том, что будет убит своим сыном, и захотел погубить ребёнка. Но слуга, которому это было приказано, спас ребенка, отдав другому человеку. Этим малышом и был Эдип.
Как только мальчик вырос, он пошёл скитаться в поисках правды о самом себе, и в пути, защищаясь, убивает кровного отца, не зная, кто он такой. Эдип приходит в Фивы, которым угрожает Сфинкс, побеждает зверя и занимает место правителя, женясь на королеве (как позже узнает, на своей матери). У них рождаются 4 ребенка. После того, как правда выплыла наружу, королева кончает с собой, а Эдип выкалывает себе глаза и уходит из Фив с дочерью Антигоной, оставляя город другим своим детям, как известно, ничем хорошим то не закончилось.
Сыновья переругались между собой, но Эдип отказался принимать чью-либо сторону. Позже Эдип умер в нищете, а его дочь вернулась в Фивы. Семейные ссоры закончились смертью двоих из детей. Еще немногим позже Фивы были осаждены в месть за погибших во время похода семерых против Фив. И вот, одной ночью выжившие тайно покинули город, а наутро он был разрушен и разграблен осаждавшими.
Вопрос рока и свободы воли красной нитью проходит через всё произведение.
Предназначение богов или все-таки свой выбор?
Софокл показывает, что человек, вопреки предначертанному, имеет стремление изменить свою жизнь по собственному желанию. Подросший Эдип, узнав о пророчестве, считая своими родителями коринфского царя и его жену, уходит дабы пророчество не свершилось, и, свершает пророчество в пути, убив своего биологического отца.
Это показывает, что человеку не под силу избежать предсказанного богами, так как каждое действие в его жизни ведёт к этому и формирует его характер, который и станет причиной исполнения воли богов. Это главный конфликт произведения: свободная воля или обречённость.
Вопрос этот актуален и по сей день. Каждый герой произведения является этакой проекцией определённого мировоззрения. Главный персонаж обычно отображает мысли и философию самого автора. Развитие драматических событий, появление различных перипетий в жизни героя способствуют его внутреннему росту, или это можно назвать «развитие внутреннего мира».
Считается, что с каждой решенной проблемой в нашей жизни мы делаем шаг к пониманию себя, так считалось и в древние времена. Развитие театра приближало постановки к реальной жизни и к настоящим людям. Зритель видит, как герой поступает в той или иной ситуации и задает себе вопрос, а как бы он сам поступил и почему именно так.Касательно именно трагедий.