Начало истории здесь.
Несмотря на то, что его отец был изгнан из Нормандии "за вероломство", Роже-младший вполне успешно служил герцогу Гильому. Даже получил от него виконтство Иемуа, когда-то отобранное у его родителя. Если считать Монтгомери, плюс Иемуа, да ещё плюс Беллем, владения жены, то… В общем, иногда, как бы случайно Роже называл себя графом Монтгомери, хотя, конечно, до графа ему тогда было ещё далеко, и вообще герцог Гильом (Вильгельм) Бастард такими титулами не разбрасывался.
В январе 1066 года Роже Монтгомери участвовал в Лиллебоннском совете, на котором нормандские аристократы поддержали креативную идею своего герцога сгонять за Ла Манш и объяснить этим непонятливым англосаксам, кто в их доме хозяин.
Монтгомери был очень близок к герцогу. Настолько близок, что тот его на экскурсию за пролив с собой не взял, оставил на хозяйстве, управлять Нормандией. Правда, всё равно Роже снарядил на свои средства для этого благого дела шестьдесят кораблей, десятую часть от всех шестисот, участвовавших в этой десантной операции.
В следующем, 1067 году Роже де Монтгомери всё-таки перебрался в Англию. И было зачем. Гильом (Вильгельм), которого раньше прозывали Бастардом, а теперь уже Завоевателем, пожаловал ему рейп Эрандэл. А вдобавок к Эрандэлу – ещё 83 поместья в Сассексе и ещё 76 поместий в разных других частях Англии.
Всё это круто, но рейп Эрандел – особенно. Рейп – участок земли, которую обрабатывают сто крестьянских семей. Но там ещё при позапрошлом короле было начато строительство замка, правда, как-то без энтузиазма, а Роже де Монтгомери построил-таки замок – и посейчас один из самых знаменитых.
Гильом (Вильгельм) Завоеватель щедро наделял своих соратников землями в Англии. Но так это, кусочек здесь, кусочек там, кусочек ещё где-то, чтобы не собиралось полноценное графство, чтобы никто слишком сильно не закрутел и не соблазнился поиграть в демократию.
Но из этого правила было всё-таки исключение. На западе Англия граничила с Уэльсом, от которого было непонятно чего ждать, но ясно, что ничего хорошего. Валлийцы запросто могли какую-нибудь диверсию учинить на приграничных территориях, а то и оттяпать кусок английской земли, с них станется.
Чтобы от этих агрессоров отгородиться, король Гильом придумал валлийскую марку. И вот правители этой марки получали в управление полноценные графства, по полной программе, со всеми делами, даже со статусом палатината, как бы полунезависимого княжества.
Правда, первый блин получился комом. Гербод Фламандец, граф Честера, умотал во Фламандию и стал там монахом. Роже де Бретей, граф Херефорда, оказался замешанным в мятеже.
Но ничего. На Честер король поставил Гуго д’Авранша, а вместо Херефорда основал новое графство, Шрусбери.
И уже управлять графством Шрусбери был поставлен надёжнейший из надёжных, Роже де Монтгомери. Так что он всё-таки стал графом, только уже в 1075 году.
Ему в лен было передано семь восьмых графства Шрусбери. Вместе со всеми остальными владениями годовой доход графа Роже составлял 72 тысячи фунтов (в деньгах того времени!), что составляло три процента от доходов всего королевства.
Но граф Шрусбери на этом не успокоился.
Перебрался через границу, в валлийское королевство Поуис и построил там несколько замков. Самый крутой из них так и назывался, Монтгомери, впрочем, и сейчас называется. Там ещё возле замка со временем образовался город, не очень большой, но всё равно. Тоже Монтгомери называется.
Опираясь на вновь построенные замки, граф Шрусбери начал наступление на Поуис и дальше, на Кередигион и Дивед. Не так чтобы очень успешно на фоне событий на юге и на севере, полностью ни одно из королевств ему захватить не удалось. Но кусочки кое-какие отщипнул.
В это время на севере Робер Рудланский, кузен Гуго д’Авранша, захватил королевство Гвинедд. На юге Гильом Завоеватель лично вторгся в Уэльс и вынудил Риса ап Теудура, короля Дехейбарта принести ему оммаж.
Такие дела, примерно.
В 1087 году Гильом Завоеватель умер. Он креативно так разделил своё наследство. Старшему сыну Роберу – герцогство Нормандию. Среднему Гильому – королевство Англию. Младшему Генри – ничего из владений, только 5 тысяч фунтов (две с лишним тонны) серебра.
Отчего-то нормандские аристократы не любили короля Гильома (Вильгельма) Руфуса (Красного). А его брат Робер Куртгёз (Коротконогий) наоборот для большинства из них был свой парень. Да и вообще получается, за свои владения в Нормандии они должны были приносить оммаж Роберу, а за владения в Англии – Гильому, не комильфо как-то.
Поэтому в 1088 году Англию сотрясло восстание нормандских лордов. Роже де Монтгомери тоже в этом деле принял активное участие.
Но.
Уже на первом этапе Монтгомери почти что опозорился. Трудно сказать, так ли это дело восприняли современники, но судите сами.
Войско свирепых лордов Марки под предводительством великолепного графа Шрусбери потерпело поражение от фирда, англосаксонского ополчения под командованием престарелого епископа Вульфстана Вустерского.
Роже де Монтгомери, конечно, сделал хорошую мину при плохой игре, якобы вдруг осознал, какой хороший человек король Англии Гильом Красный и быстренько перешёл на его сторону.
Мятеж аристократов был вскоре подавлен королём, и граф Шрусбери принимал в этом деле активное участие. Но тут возникла другая проблема. Герцог Нормандии Робер Куртгёз арестовал Робера Беллемского, старшего сына графа. За что и как, будет рассказано в своё время, а пока что папа с небольшим войском переправился через Ла Манш и вынудил герцога его сыночка освободить.
Каким бы ни был Робер Коротконогий разгильдяем по жизни, но всё-таки герцог, правитель фактически независимого государства, и большинство нормандцев его поддерживает.
А граф Шрусбери вот принудил. Не зря его называли Роже Великий де Монтгомери.
Дальше – снова экспансия в Уэльс. Теперь лорды марки стали ещё активнее, и у Монтгомери тоже дело пошло получше. В начале 1093 года в сражении при Бреконе погиб король Дехейбарта Рис ап Теудур. Это дало возможность графу Шрусбери захватить почти весь Дехейбарт. Кроме всего прочего, на самом юго-западе, на основании хвостика, Роже де Монтгомери построил замок Пемброк. Конечно, на тот момент это ещё не была та поражающая воображение громадина, какой он выглядит сейчас, но всё-таки это был по тем временам очень мощный замок.
В 1094 году Роже де Монтгомери было уже около семидесяти лет. Он составил завещание, тоже довольно интересное.
Всего у графа было семеро сыновей. Один из них умер в юном возрасте, один стал монахом, остаётся пятеро.
Старший Робер (Роберт) получил сеньорию Монтгомери, виконтство Иемуа, плюс другие семейные владения в Нормандии, а ещё раньше от матери он унаследовал сеньорию Беллем, потому и прозывался Робер Беллемский.
Гуго (Хьюго) получил графство Шрусбери, Эрандел, часть завоёванных земель в Уэльсе.
Роже и Филипп получили поместья в Англии, разбросанные по всей стране.
Младший, Арнульф, получил вновь завоёванный Пемброкшир со ставшим впоследствии знаменитым замком.
Закончив все земные дела, Роже де Монтгомери удалился в монастырь, аббатство Шрусбери, им и основанное. Очень вовремя, через три дня он умер, уже будучи монахом. Это было важно, при пострижении в монахи ему автоматически простились все грехи.