Найти тему
Библио-лаборатория

Архивы советской фантастики, выпуск первый.

Здравствуйте!

Продолжая тему советской фантастики, хочу сначала сделать небольшое отступление. Дело в том, что планируя эту серию статей, я дал ей общее название «Советская фантастика, которую никто не помнит, но выяснилось, что помнят, да еще как! Тысячи комментариев, лайков, множество рекомендаций и просьб написать обзоры/отзывы/рецензии на любимые книги советских фантастов — я, признаться, совершенно не ожидал такой реакции. Поэтому я решил изменить название серии (вы его уже видели). Возможно, оно окажется не столь провокационным, как прежнее, но зато оно более правдивое — ведь не забыта, совсем не забыта советская фантастика!

Этот выпуск я хочу посвятить трем небольшим произведениям. Два из них принадлежат перу известных, я бы даже сказал, знаменитых советских писателей фантастов, а третий — неожиданно — написал не менее популярный автор детективных и остросюжетных повестей, романов и сценариев. Но давайте по порядку.

1. «Соната ужа», Ольга Ларионова.

Соната Ужа. М.  Чюрленис.
Соната Ужа. М. Чюрленис.

Ольгу Ларионову, автора «Леопарда с вершины Килиманджаро» и цикла о крэгах с великолепной «Чакрой Кентавра» в первую очередь, отдельно представлять не надо. Ее прозу отличает особая, только ей характерная поэтичность, метафоричность и текучесть языка. «Соната ужа» - относительно небольшой рассказ, входящий в условный цикл «Знаки зодиака». Сам по себе цикл очень интересен тем, что вдохновлен и посвящен творчеству литовского художника Миколаюса Чюрлениса. Каждый рассказ носит название одной из картин, или, как в случае «Сонаты ужа» - серии картин.

Сюжет не слишком сложен (но и не прост) — космонавт с Земли попадает в необычный замкнутый мирок, из которого невозможно выбраться. Небольшой кратер, с озерцом в центре, странная башня и манящие, недостижимые звездолеты за гребнем. Стоит подобраться к этому гребню, и тебя обжигает, сшибает обратно в кратер… Кто и зачем поместил в этот странный террариум землянина и еще нескольких разумных существ? Как им всем оттуда выбраться? Или, если не получается выбраться всем — как сделать так, чтобы выбраться смогло большинство?

Рассказ одновременно и светлый и грустный, такой же, как творчество самого Чюрлениса, а его концовка — из тех, что заранее угадываешь, но до последнего момента не хочешь в нее верить…

2. «Голубой ксилл», Анатолий Ромов.

-2

Та самая фантастическая повесть, написанная нефантастом. Анатолий Ромов - очень популярный в советское время автор остросюжетной литературы, многие наверняка вспомнят, к примеру, фильмы «Чужие здесь не ходят» и «Колье Шарлотты», поставленные по книгам Ромова. Однажды Ромов попробовал свои силы и в фантастике, и, надо сказать, очень удачно (даже жаль, что он не стал продолжать). «Голубой ксилл» - очень динамичный, и в меру запутанный детектив, действие которого разворачивается на далекой планете, где добывается уникальный минерал ксилл, обладающий невероятными свойствами. Ромов не стал изобретать велосипед, а просто использовал фантастический антураж для остросюжетного произведения, и сделал это на редкость гармонично: контрабанда, двойные агенты, преступные группировки, перестрелки из бластеров и доблестные космические оперативники — все это делает «Голубой ксилл» на редкость увлекательным чтением, особенно на фоне традиционно куда более «спокойной» советской фантастики.

3. «Инфра Дракона», Георгий Гуревич.

-3

Гуревич — патриарх советской фантастики, можно сказать, один из ее отцов-основателей. Суммарный тираж его книг составляет более полутора миллионов экземпляров — мало кто из современных фантастов (и не только русскоязычных) может похвастаться такими общими тиражами. Конечно, Гуревич заслуживает отдельной статьи (а, возможно, и не одной), однако для этого выпуска я выбрал небольшой рассказ «Инфра Дракона», и неспроста. История старого «космача» (то есть космопроходца) Деда Чарушина, готового пойти на все, лишь бы достичь заветной цели - чужой планеты с чужой жизнью. Вполне традиционный сюжет для ранней советской фантастики (да и вообще литературы) — подвиг ради знаний. Причин, почему я выбрал этот рассказ для выпуска две: во-первых, это очень эффектное название. Такое звучное и манящее, прям холодок по коже! Но главное — по-моему, именно с этим рассказом полемизируют братья Стругацкие в «Стажерах», когда говорят, что никакие знания, никакие достижения не стоят человеческих жертв.

Удивительно, но у меня сложилось ощущение, что никто, кроме меня, не заметил явной сюжетной параллели между судьбами Деда Чарушина и Юрковского. Во всяком случаев, проведя в меру усердный поиск в сети, я не нашел ни одного отзыва, в котором бы упоминалось это сходство. Поэтому спрошу у всех, кому посчастливилось прочитать оба произведения: а вы согласны с моим выводом? Пишите свое мнение в комментариях, не стесняйтесь!

И конечно же, присылайте свои пожелания - о каких советских фантастах и книгах вы считаете нужным упомянуть? Благодаря предыдущим статьям список у меня уже солидный, но кто-то наверняка остался обойденным вниманием. Жду ваших рекомендаций!