Каждый раз, когда я обсуждаю иностранные "инвестиции" с экспертами Высшей Школы Экономики, я не могу удержаться от использования термина "отвёрточная сборка". На что каждый раз я слышу в ответ: "а где это Вы видели отвёрточную сборку? У нас тут всё локализовано на 70%!"
Вот я и подумал написать "аналитическую" статью о научно-техническом прогрессе и об эволюции автомобилестроения. Аналитика этой статьи может быть слишком сложной для рядового экономиста, но я постарался использовать как можно больше картинок, чтобы сделать статью понятной для детей дошкольного возраста.
Итак, на заре автомобилестроения стояли в цехах рабочие и вытачивали каждую деталь почти вручную.
Сборка - в общем тоже в ручном режиме - и каждый рабочий знает, куда пристроить какую деталь.
В начале прошлого века Форд совершил революцию, по тем временам, в автомобилестроении - установил конвейер. Это было в общем-то единственное и легко воспроизводимое нововведение того времени.
Что тут важно, говоря о заре индустриальной эпохи. Для того, чтобы завод функционировал, его коллектив должен был знать каждую деталь и каждый болт, и уметь их изготовлять.
Поэтому когда Форд построил автозавод в Горьком, это автоматически означало полную передачу всех технологий и обучение инженеров. Завод в Горьком после этого становился самостоятельной функционирующей производственной единицей. Советский Союз мог производить автомобилей сколько угодно самостоятельно, совершенствовать автомобили, создавать новые модели, вопрос только в масштабировании оборудования/производства.
Что мы имеем в XXI веке.
Вот так выглядит сборочный цех Хёндэ под Ленинградом.
Kак мы прекрасно видим, "производством" автомобилей занимаются в основном роботы, которые были созданы в Корее и прибыли в запломбированном виде в Россию. Всё это, даже на территории России, принадлежит, естественно, корейским собственникам. Какая роль тут отводится россиянам? Ну наверное человек после нескольких недель обучения может сидеть и следить за тем, чтобы где-нибудь не загорелась красная лампочка. Очевидно, что никаких знаний или умений или опыта создания какого-либо продукта Россия тут получить не может. Всё, в чём Россия принимает участие - это работа некоторого количества относительно низкоквалифицированных рабочих на импортном почти полностью автоматизированном оборудовании.
И даже если, как говорят эксперты Высшей Школы Экономики, 70% номенклатуры деталей для какой-то марки автомобиля "производится" в России, то понятно, что это ничего не значит. Все детали вытачиваются по созданным иностранными инженерами "чертежам" на импортном оборудовании, и защищены иностранными патентами. Роль, которая отводится России - грубо говоря "присматривать" за работой этих роботов и автоматизированных линий - ничем не отличается от крупноузловой отвёрточной сборки.
Какое будущее у "локализованного" в России производства? Ну Форд уже продемонстрировал. А вот ещё.
"Прозрачная фабрика" в Дрездене. Полностью автоматизированная линия окончательной сборки.
Интересно, как эксперты Высшей Школы Экономики будут докладывать Президенту о "локализации" и "создании высокопроизводительных рабочих мест", когда все фабрики будут такие? Президент же может приехать на перерезание ленточки и спросить: "А где же тут российские рабочие места"?
Ну и в заключение - что говорят о научно-техническом прогрессе и развитии страны экономисты бизнес-толка:
"В XX веке бедным странам удавалось нагнать богатые при помощи технологии воспроизведения, или инженерного анализа: они могли, к примеру, разобрать на части американскую машину и создать на ее основе свою, немного отличающуюся модель. Теперь все больше наукоемких отраслей защищены патентами, воспроизведение стало почти невозможным".
И даже без всяких патентов - представьте себе, насколько сложно это оборудование, и что нужно, чтобы создать эти роботы, автоматизированные производственные линии, и прочие высокотехнологическиe агрегаты.
Хорошо бы всё-таки было, если бы всё это понимали и экономисты, и не называли "производство" иномарок в России чем-то большим, чем отвёрточная сборка.