В 1840-х годах в Кронштадте появился предприимчивый и инициативный купец Михаил Бритнев.
Он был очень недоволен тем, что в зимнее время прекращалась всякая навигация Кронштадта с сушей, так как Финский залив полностью промерзал.
Бритнев слышал о том, что поморы разбивали мелкий лед с помощью специальных приспособлений на носу своих судов и решил применить тот же метод.
- В 1864 году, чтобы продлить навигацию на линии без прорубания канала во льду для пароходов, переоборудовал свой пароход «Пайлот » в ледокольное судно. Форштевень был скошен под углом 20° ниже ватерлинии, что позволило судну ломать лёд и значительно ослабляло силу удара при встрече со льдинами. Удачная эксплуатация «Пайлота» побудила Бритнева построить второе подобное судно — «Бой» - Википедия
Благодаря зимней навигации Бритнев получил хороший доход и оба его судна 20 лет верно служил успешной коммерции российского предпринимателя.
В 1871 году зима в Европе выдалась очень холодной. Льды сковали все прибрежные воды. Поэтому немецкие коммерсанты из Гамбурга предложили купить у Бритнева чертежи его ледоколов за 300 рублей. Он согласился и в Гамбурге был построен ледокол "Айсбрехер-1".
Позже адмирал Степан Макаров использовал идею Бритнева при строительстве своего ледокола "Ермак", который должен был использоваться в летней навигации в Северном Ледовитом океане.
В 1898 году "Ермак" был спущен со стапелей судостроительного завода в английском Ньюкасле.
С вводом в действие этого ледокола началась эра успешного освоения Северного Ледовитого океана.