(или еще раз о статье 5 Закона РФ "О полиции").
В силу пункта 84 Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения», утвержденного приказом МВД России за N 664, основаниями для предъявления сотрудником требования об остановке водителем транспортного средства являются, в частности:
- наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
- наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и розыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
Поводом для написания этой статьи послужили видеоролики, в которых «весьма грамотные» блогеры, ссылаясь на статью 5 Закона РФ «О полиции» и часть вторую статьи 24 Конституции РФ, пытаются убедить инспектора ДПС в том, что он обязан («сейчас же, непосредственно на месте, без промедления и т.п.») представить водителю документы, подтверждающие основания для остановки транспортного средства, в частности те, которые упомянуты в пункте 84 Административного регламента.
Подчас, отдельные блогеры ведут себя, при этом, весьма надменно и общаются с инспекторами ДПС в нравоучительном тоне, апеллируя к правовым нормам, сути которых, они, скорее всего, не понимают.
Просматривая подобные видеоролики, так и хочется осадить неуемных водителей и объяснить им, что никакая норма закона НЕ обязывает инспектора ДПС делать это при остановке транспортного средства и проверке у водителя документов, предусмотренных п.2.1.1. Правил дорожного движения РФ.
Часть вторая статьи 24 Конституции РФ возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обязанность обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Читаем внимательно – «обеспечить возможность ознакомления», а НЕ «ознакомить», ибо это разные понятия, и разные юридические и фактические действия.
Что касается статьи 5 Закона РФ «О полиции», то и здесь не может возникать кривотолков и неправильного понимания смысла и содержания соответствующей нормы закона.
Позволю себе дословно процитировать названную статью:
« Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина
1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.
2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.
3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.
4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:
1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;
2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.
5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.
6. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
7. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом».
Как можно видеть, конкретные обязанности сотрудника полиции содержатся в части 4 этой статьи закона, а в части 7, на которую, собственно, и ссылаются «весьма грамотные» блогеры, упоминается об общих обязанностях ПОЛИЦИИ, а НЕ конкретного сотрудника полиции, т.е. эта норма закона НЕ возлагает на него обязанность непосредственно на месте и лично ознакомить водителя, остановленного транспортного средства, с какими-либо документами и материалами.
Представляется, что сотруднику полиции (в данном случае – инспектору ДПС) достаточно лишь сослаться на наличие соответствующей информации (ориентировки, приказы, распоряжения и/или мероприятия), и, более того – он должен это сделать, в силу части 4 статьи 5 Закона РФ «О полиции», а также сообщить водителю о том – где и как он может ознакомиться с интересующими его документами.
Знакомиться же с такими документами, проверять и/или обжаловать действия сотрудника полиции (инспектора ДПС) это право водителя, а уже полиция (как составная часть единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел) обязана в этой стадии правовых взаимоотношений сторон выполнить требования части второй статьи 24 Конституции РФ и части 7 статьи 5 Закона РФ «О полиции».
Впрочем, никто не отменяет человеческий фактор, и, если конкретный инспектор ДПС удовлетворит просьбу водителя и ознакомит его непосредственно на месте с документами и материалами, послужившими поводом и основанием для остановки транспортного средства, то это будет соответствовать духу и не противоречить букве закона.
Вопрос, поднятый в данной статье, может вызвать неоднозначную, и, даже негативную реакцию со стороны многих водителей. Но, тем не менее, правильное понимание ситуации, когда водитель транспортного средства, по сути, уклоняется от передачи инспектору ДПС документов, предусмотренных п.2.1.1. Правил дорожного движения РФ или затягивает их передачу, обосновывая это желанием увидеть из рук инспектора ДПС некоторые документы – ориентировки на водителя, планы и приказы о проведении конкретных мероприятий и пр., позволит избежать ненужных споров на дорогах, исключит поводы и основания для привлечения водителей к ответственности по ст.19.3. КоАП РФ, а также обеспечит взаимное уважение водителей и инспекторов ДПС друг друга.
=====================================