Найти тему
FederalCity

Скелеты в западных шкафах. Человеческие зоопарки

Оглавление
1905 год, парк «Страна Грез» в Нью-Йорке. Группа филиппинцев забивает и потрошит собаку, после чего бросает ее в котел для варки. Архивное фото
1905 год, парк «Страна Грез» в Нью-Йорке. Группа филиппинцев забивает и потрошит собаку, после чего бросает ее в котел для варки. Архивное фото

ИА FederalCity начинает серию публикаций о неприглядных вещах из истории «цивилизованного мира», которые там предпочитают не вспоминать. Сегодня речь пойдет о популярных до средины XX века «человеческих зоопарках».

Движение BLM вывернуло #расизм наизнанку, сделав белых людей предметом нападок. Однако справедливое возмущение этим не должно заслонять того факта, что #BLM – лишь реакция на концепцию превосходства «белой расы». Еще несколько десятилетий назад она была в «цивилизованном мире» чем-то само собой разумеющимся. А из нее естественном образом проистекало безграничное чванство «белого человека» и презрение к прочему «отсталому» человечеству.

 Кайзер Германии Вильгельм II смотрит на эфиопов в человеческом зоопарке. Гамбург, 1909 год. Архивное фото
Кайзер Германии Вильгельм II смотрит на эфиопов в человеческом зоопарке. Гамбург, 1909 год. Архивное фото

Высшей степени инфернальности эта извращенная #идея достигла в практике «расовой гигиены» и этнического геноцида Третьего рейха. Однако были и другие, менее известные, но не менее зловещие проявления той же самой идеи. Одним из самых отвратительных стали популярные вплоть до середины XX века «человеческие зоопарки», в котором представители «примитивных» народов выставлялись для развлечения европейской публики.

Тут, впрочем, стоит сделать оговорку: речь пойдет не об этнографических экспозициях – чисто образовательных и просветительских. Для них представители экзотических этносов добровольно заключали законные контракты, получая определенную оплату и содержание. Собственно, подобная #практика продолжается до сих пор – уже по инициативе самих «примитивных людей». Например, современный российский #антрополог Станислав Дробышевский, недавно проведший несколько месяцев в одной из групп живущего в условиях неолита африканского этноса хадза, рассказывает, что они построили хижину в месте, часто посещаемом туристами, и по очереди «работают» там живыми экспонатами, имея неплохой доход для всего племени.

Иной раз это было единственным выходом для таких людей и спасало им жизнь, как в случае с индейцем Иши, последним представителем калифорнийского племени яхи, обнаруженном в 1911 году. Ему к тому времени было около 40 лет. Все эти годы, пока он не остался один, Иши скрывался в горах со своим народом, ни разу не видел белого человека и понятия не имел, как жить в цивилизации. Ученые пристроили его сторожем при музее Калифорнийского университета, и пять лет, пока он не умер от туберкулеза, Иши фактически играл там роль живого экспоната – в основном, для антропологов.

 Иши из племени яхи. Архивное фото
Иши из племени яхи. Архивное фото

Однако сейчас речь идет о фактически публичных тюрьмах, в которых на потеху праздной толпе выставлялись самые настоящие #невольники, насильственно вырванные из родных мест обитания. Часто они жили в ужасных условиях, страдали от непривычной обстановки, тоски по дому и быстро умирали. Практику эту начал еще Христофор Колумб, который привез из первого плавания индейцев таино для демонстрации в Испании. А с XIX века подобные #экспозиции, или «дикарские деревни», стали весьма распространенным явлением по всей Европе, а потом и Северной Америке.

Причем «экспонатами» были не только представители африканских, азиатских и австралийских этносов – доставалось и самым что ни на есть европейцам. Так некий немец Карл Хагенбек выставлял в зоопарке саамов из Лапландии. А в 1889 году тот же Хагенбек похитил одиннадцать огнеземельцев племени селк’нам, причем сделал это с согласия правительства Чили, где работорговля в то время все еще процветала. Их тоже выставляли в вольере зоопарка.

Впрочем, такие зрелища устраивались не только в зоопарках, но и цирках. Первым начал это делать знаменитый Финеас Тейлор Барнум, показывавший на арене пожилую рабыню-негритянку Джойс Хет, утверждая, что та нянчила Джорджа Вашингтона. Когда же Джойс умерла, Барнум стал демонстрировать сиамских близнецов Ченга и Энга Банкеров.

 Девочка с Филиппин в зоопарке Кони-Айленд в 1914 году. Ее поместили среди обезьян и ящериц, связали, а публика бросала в нее арахис. Архивное фото
Девочка с Филиппин в зоопарке Кони-Айленд в 1914 году. Ее поместили среди обезьян и ящериц, связали, а публика бросала в нее арахис. Архивное фото

Своего пика это поветрие достигло с 1870 годов, когда в европейской науке утвердилась концепция социал-дарвинизма, переносящая на человечество законы борьбы за существование видов. Ее сторонники не видели ничего зазорного в том, чтобы представители «господствующей расы» глазели развлечения ради на представителей «проигравших» им человеческих групп. Часто эти люди для особой наглядности выставлялись рядом с обезьянами. Тогда подобные зоопарки появились в Нидерландах, Англии, Испании, Италии, Польше, Германии, США, и имели огромный успех у публики.

В 1904 году в Сент-Луисе, США были проведены «Олимпийские игры дикарей». В них приняли участие #экспонаты человеческих зоопарков и американские индейцы. Причем организатор соревнований Джеймс Эдвард Саллен говорил, что их цель — доказать, что представители «примитивных народов» не настолько атлетичны, как «белые люди».

 «Олимпийские игры дикарей» в 1904 году в Сент-Луисе. Архивное фото
«Олимпийские игры дикарей» в 1904 году в Сент-Луисе. Архивное фото

Все это порождало множество человеческих трагедий, как в случае Ота Бенга , юноши из африканского этноса мбути. В 1906 году его поместили в обезьянник зоопарка Бронкса в качестве экспоната. Правда, через какое-то время под давлением нескольких возмущенных «позорным инцидентом» священников молодого человека отправили в приют, однако там он покончил с собой от тоски по дому. Недавно Общество охраны дикой природы США принесло за этот инцидент официальные извинения перед народом мбути.

 Ота Бенга в зоопарке с обезьяной. Архивное фото
Ота Бенга в зоопарке с обезьяной. Архивное фото

Широко известна история готтентотки Саарти Бартман или Венеры Готтентотской. Ее привезли в 1810 году Лондон из Кейптауна, где она была рабыней-служанкой в бурской семье, и выставляли напоказ. Публику особенно привлекали ее выпуклые от стеатопигии ягодицы. Тяжести ситуации придавал тот факт, в Великобритании в 1807 году была запрещена #работорговля. Но когда #аболиционисты потребовали освободить Саарти, хозяева заставили ее засвидетельствовать перед судом, что она выставляется добровольно. При этом женщина не получала практически никакого вознаграждения, ее показывали в клетке, как дикое животное, заставляли танцевать для тюремщиков.

 Рисунок, изображающий Саарти Бартман. Источник: "Википедия"
Рисунок, изображающий Саарти Бартман. Источник: "Википедия"

В конце концов, хоть Саарти и приняла крещение, став христианкой, она была продана французскому дрессировщику и выставлялась в Париже, где жила в значительно более суровых условиях, нежели в Англии. Когда же интерес публики к ней угас, она спилась и стала зарабатывать проституцией. В 1815 году она умерла – предположительно, от сифилиса, ее тело препарировали и выставляли по частям парижском Музее человека.

Трудно представить, но последняя «временная экспозиция» с африканцами прошла уже почти в современности: в 1958 году в Брюсселе на выставке Экспо. Там бельгийцы, имеющие славу крайне жестоких колонизаторов, представили конголезскую деревню вместе с жителями.

 Африканская девочка в вольере на выставке в Брюсселе в 1958 году
Африканская девочка в вольере на выставке в Брюсселе в 1958 году

Читайте также: Мощь России велика - США придется договариваться с Кремлем

Читать статью на сайте ИА FederalCity

Пожалуйста, не забывайте подписываться на канал FederalCity и ставить лайки. Ваши оценки, очень важны для нас, именно Вы помогаете развитию канала.