Советские фильмы про Сибирь всегда отличались какой-то особой убедительной близостью к народной жизни, даже, если посвящены другим этносам. Смотреть их - одно удовольствие, особенно, если атмосферность соединяется с увлекательным сюжетом. Это относится ко всем трем картинам, о которых я хочу рассказать.
"Последний год Беркута" 1977 г.
Скачет по степи конь, тащит за собой застрявшее в стременах тело всадника, кружат в небе хищные птицы. Наконец, человек остается лежать на земле, а конь скачет дальше. Стервятники подбираются к телу.
Бывший красный партизан Федор Полынцев, родителей которого казнила банда атамана Харбинки, переезжал своим ходом с семьей в Минусинск. Увидел лежащего в степи человека, вернее, жена, глазастая, заметила. Стоило Федору подойти к нему и охранявшей его собаке, налетели местные хакасы.
Парень - молодой табунщик из их рода, еле живой, а кого рядом застали - тот и обвиняемый. Федора связали, надавали, в сердцах, тумаков и отвезли в родной аал. Здесь в процесс выяснения истины вступил шаман.
Разожгли костерок, собрался весь род. Шаман плясал с бубном не хуже народного артиста, выл и звал духов и сделал то же заключение - во всем виноват русский. Народ любовался представлением и верил.
В разгар страстей явилась Советская власть в лице еще одного местного, пограмотнее, с наганом и во френче и Полынцева увезла. Много чего не обещала: народ темный, все делается по обычаям, если пастух очнется и скажет что подстрелил его не Федор - хорошо.
Пока будет устанавливаться личность самого Полынцева, а он поживет под присмотром в семье пострадавшего, защищаемый законом о гостеприимстве. Между тем, в Минусинске задержали самого Харбинку, бывшего белогвардейского поручика, но, как окажется, ненадолго.
Фильм об установлении Советской власти в Хакассии показывает расслоение местного патриархального общества. Богатые поддерживают бандитов и ждут прихода барона Унгерна. Бедные склоняются к Советской власти, которая обещает поделить табуны богатеев и дать всем равные права.
Это один из тех красочных фильмов о Сибири, где быт и местное население представлены интересно и убедительно. Сценарий написан по повести Н. Доможакова "В далеком аале".
В картине есть шпионская линия и, вообще, в обыкновенном хакасском селении интриг хватает. Любовь, не знающая социальных границ, сводит двух молодых людей из богатой и бедной семьи в соперничестве за красавицу Марик.
По словам шамана, наступает плохой год - год Беркута, но шаману верить нельзя - у него свои интересы.
"Не ставьте Лешему капканы" 1981 г.
Фильм начинается прямо как хоррор. Ночью, во время налета банды Турки на хакасский аал, из темноты раздается жуткий мяукающий вой и возгласы из толпы: "Леший! Леший! Чис айна!". Однако, показавшаяся из мрака таинственная фигура вполне человеческая, с лицом, на котором открыты только глаза.
Леший требует отпустить людей, которых Турка хотел сжечь в коровнике, за то что не давали забрать скот и меткими выстрелами убивает двух его сподвижников, попытавшихся исполнить приказ атамана. Бандиты отступают.
Приехавший отряд красноармейцев выслушивает историю о спасителе Лешем и встречает на обратной дороге старика-хакаса, передающего издевательское приглашение от Турки приезжать к нему, в тайгу.
На вопросы о Лешем старик отвечает, что тот великий колдун и трогать его не надо. Вот такой сибирский Зорро - защитник угнетенных, разъезжающий со своим товарищем Однаком и предотвращающий убийства.
Органы государственной безопасности очень заинтересованы таинственной личностью, вмешивающейся в ход событий. Между тем, кто-то сливает бандитам информацию об операциях по их поимке.
Приключенческий фильм по повести А. Керина и А. Чмыхало "Леший выходит на связь" является по сюжету продолжением картины "Конец императора тайги", но вполне смотрится и самостоятельно. Постановка красивая и натуральная: степь, Саянские горы, тайга, табуны коней, народные обычаи, джигитовка.
По жанру его можно отнести к боевику или, скорее, истерну. Харизматичный герой, не раз чудом уходивший от смерти, и, отчасти по своей вине, запутавшийся среди чужих и своих, вызывает интерес и уважение своей стойкостью и честной жизненной позицией.
И повесть, и фильм основаны отчасти на документальных материалах и некоторые персонажи имеют реальных прототипов.
"Сибирский дед" 1973 г.
Иркутск, декабрь 1917 г. В ближайший ресторан является внушительного вида бородач в богатой меховой шубе и спрашивает виноградного вина, а, за неимением, четыре бутылки "Смирновской".
Местные бандиты играют на приметную шубу и проигравшие пытаются владельца от нее освободить, но лишаются своей верхней одежды. Впрочем, сделав незадачливым грабителям внушение, идейный анархист-коммунист Нестор Каландаришвили их отпускает.
Ему некогда, он возвращается с семьей в родную Грузию и сейчас в его доме прощальная вечеринка, но сегодня - неспокойная ночь. Белогвардейские офицеры в союзе с эсерами захватывают город, подавляя сопротивление красных.
Каландаришвили со своими людьми вмешивается и захватывает их штаб. По ходу операции он отпускает трех офицеров, храбро сражавшихся и согласных на временный нейтралитет только при сохранении личного оружия. Пути этих героев еще пересекутся.
Историко-биографический художественный фильм о грузинском революционере Несторе Александровиче Каландаришвили, памятники которому стоят и на родине, и в Иркутске, смотрится на одном дыхании.
В нем прекрасные натурные съемки, динамичный приключенческий сюжет, впечатляющие батальные сцены, колоритная фигура главного героя. Фильм заканчивается его смертью, но что поделаешь - такова была судьба героя в реальности.
Роль Каландаришвили прекрасно сыграл грузинский актер Давид (Додо) Абашидзе. В фильме снимались многие другие известные грузинские и русские советские актеры.
Рекомендую вам посмотреть эти замечательные советские картины и погрузиться на время в наше незабываемое историческое прошлое. Если вас заинтересовала статья, смотрите предыдущую: "Встреча у старой мечети", "Красные пески", "Погоня в степи": 3 интересных советских фильма о борьбе с басмачами.