Найти в Дзене
Волжский химик

Жить и созидать

Семидесятые годы прошлого века стали временем больших надежд, созидания и проектов, определивших судьбы тысяч людей. Один из них – Тольяттиазот, который 45 лет назад начал приём сотрудников.

Передовой, мощный, перспективный – таким завод стал во многом благодаря своим первым работникам. Одна из них – Галина Щукина, на глазах которой Тольяттиазот рос и развивался. Как это было? Какие трудности и радости переживали первые сотрудники завода?

«Очень далеко, где-то на пустыре за городом… Зачем мне всё это?» – это были первые мысли девятнадцатилетней студентки, когда она впервые оказалась на строительной площадке будущего завода.

– Сначала меня неверно сориентировали, сказав, что ТОАЗ находится в районе села Зелёновка, поэтому добраться сразу на нужное место не удалось, но я проявила настойчивость: всё разузнала и приехала на стройку, – рассказывает коллега.

Котлованы и изрытая земля – такой Галина Щукина увидела стройку. В июне 1977-го она приехала устраиваться на Тольяттиазот, ещё не зная, какую роль ТОАЗ сыграет в её судьбе. Благодарности от главы города и руководства завода, занесение на заводскую доску почёта – всё это позже, а тогда тольяттинка была одной из сотен человек, которые в поисках себя устраивались работать на ТОАЗ и, как показало время, нашли то, что искали.

В тот день она отстояла длинную очередь в отдел кадров – для строительства химического гиганта требовались тысячи рабочих рук. ТОАЗ был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, и в Тольятти по комсомольскому призыву ехали энтузиасты со всей страны. Студентка химико-технологического техникума устроилась оператором копировально-множительных машин с текстовых и штриховых документов – должность не самая ответственная на химическом производстве, но это только на первый взгляд. Современному работнику трудно представить, как копированием бумаг могут заниматься несколько человек, ведь у каждого под рукой принтер, но в те времена пять сотрудников для этой задачи было даже мало. Выводили на печать и множили тысячи экземпляров различных схем и чертежей – на старте строительства они нужны были буквально каждому заводчанину. Постоянно поступало много документов из приёмной директора с грифом «срочно».

– Сейчас всё это легко отсканировать или вывести на принтере, который доступен практически каждому сотруднику, но тогда в заводоуправлении было только одно место, где все заводчане могли получить необходимые для работы бумаги. И это был мой труд и других операторов копировально-множительных машин. Первые годы мы работали на износ, даже оставались ночевать прямо на рабочем месте – бросив фуфайки на пол, – рассказывает коллега.

– Завод только зарождался – это время можно сравнить с детством ребёнка. Каждая мать знает, сколько труда и забот в этот период. Так было и на заводе – никто не занимался исключительно своими обязанностями. Все мы помогали друг другу, чем могли. Порой разгружали прибывшую технику для дальнейшего строительства агрегатов, убирали территорию, даже занимались изолировкой труб, а затем отмывали только возведённые цеха, – вспоминает Галина Щукина. – Во время обеденного перерыва ходили в лес за грибами – было и такое. Однажды мы с коллегами заблудились в лесу и опоздали с обеда. Слава Богу, путь назад к заводу нашли быстро, а когда вернулись – возле нашего кабинета стояла толпа народа – всем нужны были документы по своему профилю.

На заре большой заводской стройки работы на производстве было хоть отбавляй, но задачи перед молодёжью ставили и за её пределами. В те годы ТОАЗ шефствовал над одним из колхозов, и в Исаклинский район массово отправляли молодых тоазовцев: химики помогали сеять, а в августе – убирать урожай.

– Было тяжело, в поле выходили в любую погоду и работали до сумерек, но каждый из нас знал, что без нашей помощи здесь не обойтись и работали мы не ради конкретных благ, но ради всеобщего движения вверх. Взаимовыручка, песни и труд, а над нами – синее небо, всё это помню, как сейчас, – рассказывает заводчанка.

Без заслуженных наград никто не оставался. Вернувшись в город, многие ударники сверхурочного сельскохозяйственного труда получили туристическую путёвку. «Тогда я впервые побывала в Болгарии», –рассказывает Галина Ивановна.

Песня из фильма «Весна на Заречной улице», пожалуй, лучше всего отображает чувства, которые испытывают первопроходцы большой химии в нашем городе. Знакомую мелодию с особой теплотой вспоминают и тоазовцы.

– Заводская проходная не только вывела в люди меня и тысячи таких же молодых людей. Она дала путёвку в жизнь, научила трудиться, дружить, любить и жить в бесконечном созидании, – говорит наша коллега.

Кроме бесценного трудового опыта, знаний и компетенций, на Тольяттиазоте обзаводились семьями, развивались и каждый день строили ТОАЗ, себя и свои жизни – как часть истории химической индустрии на Волге.

Татьяна Диулина для "Волжского химика"