Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

Пермские боги: православные скульптуры севера

Оглавление

Скульптуры в православии — явление необычное. Еще в 1722 году Святейший синод запретил использовать их в богослужении. Но жители северных регионов продолжали вырезать фигуры Спасов, ангелов и православных святых из дерева и размещать их в церквях. Самую обширную коллекцию деревянной православной скульптуры в России исследователи собрали и сохранили в Пермском крае.

Находки Николая Серебренникова

Николай Чудотворец из города Чердынь Пермского края. Фотография: Александр Буторин / фотобанк «Лори»
Николай Чудотворец из города Чердынь Пермского края. Фотография: Александр Буторин / фотобанк «Лори»

Пермские скульптуры первым обнаружил краевед Николай Серебренников в 1922 году. Изваяния высотой в человеческий рост стояли в заброшенной часовне на старом кладбище. Ученому они напомнили и языческих идолов, и православных святых одновременно — находки решено было переместить в Ильинский краеведческий музей .

Никола Можай из села Покча Чердынского района Пермского края. Пермского края. Фотография: Анатолий Косолапов / фотобанк «Лори»
Никола Можай из села Покча Чердынского района Пермского края. Пермского края. Фотография: Анатолий Косолапов / фотобанк «Лори»

За следующие три года Серебренников вместе с этнографом Александром Сыропятовым организовали несколько экспедиций в отдаленные села пермской земли и собрали там еще 280 подобных скульптур. Такое количество экспонатов могло вместить только крупное хранилище — собрание выставили в только что открывшемся Пермском художественном музее.

Анатолий Луначарский, народный комиссар просвещенияТворцы [пермских] скульптур, не имея образования, по интуиции достигли создания таких прекрасных произведений.

Больше всего православных фигур находили в церквях на севере Пермского края: в Усолье на берегу Камы и вверх по реке — в Соликамске, Чердыни. Среди них были отдельные скульптуры — фигуры Николая Можайского, Параскевы Пятницы, Иисуса Христа, а также скульптурные группы и целые резные иконостасы.

Святой Николай Можайский из деревни Зеленята Очерского района Пермского края. Фотография: Анатолий Косолапов / фотобанк «Лори»
Святой Николай Можайский из деревни Зеленята Очерского района Пермского края. Фотография: Анатолий Косолапов / фотобанк «Лори»

Жители отдаленных деревень относились к фигурам по-разному. Часть прихожан воспринимала их как украшение храма, остальные же почитали как идолов: одевали, подносили еду, задабривали дарами. Именно из-за такого, особого отношения к изваяниям исследователи стали называть скульптуры «богами».

Собирать их оказалось непросто: жители не всегда отдавали скульптуры добровольно. Изваяния провожали с плачем, в некоторых селениях фигурам сооружали гробы и устраивали им «похороны». Жители деревень были уверены: чужаки уничтожат их святых. Однако благодаря краеведам-собирателям «пермские боги» уцелели в советские годы, в отличие от другого церковного имущества.

Экспонаты Пермской галереи

Саваоф на облаках из города Лысьва Пермского края. Фотография: museum.ru
Саваоф на облаках из города Лысьва Пермского края. Фотография: museum.ru

Одно из произведений Дмитрия Домнина — монументальная скульптура «Саваоф» — хранится в собрании Пермской художественной галереи, как сейчас называется бывший краевой художественный музей. Домнин изобразил Бога Отца — Саваофа, сидящего в облаках. В руках Господь Саваоф держит скипетр и державу. Скульптура в основном барельефная и крепится вплотную к стене. В Лысьве она венчала иконостас сельской церкви.

Распятие из города Усолья Пермского края. Фотография: rusforce.online
Распятие из города Усолья Пермского края. Фотография: rusforce.online

Также в Пермской галерее находятся необычные распятия, на которых Иисуса изображали с лицом монголоидного типа, как у местных народов. Одна из таких скульптур — распятие из Усолья первой половины XVIII века. Это крупное изваяние, фигура Иисуса в нем — почти в человеческий рост. Видно, что автор хорошо знал анатомию: соблюдены пропорции тела, проработаны пучки мышц и выступающие кости.

Саваоф из деревни Половинка Оханского района Пермского края. Фотография: Александр Буторин / фотобанк «Лори»
Саваоф из деревни Половинка Оханского района Пермского края. Фотография: Александр Буторин / фотобанк «Лори»

В отличие от усольского распятия у соликамского «Сидящего Иисуса» европейские черты лица. Резчик изобразил его без одежды, в терновом венке. Из-под шипов будто бы льется кровь, а на теле — следы избиений. Вырезаны даже самые мелкие детали: складки век, морщины, локоны волос и выступающие сухожилия на руках. «Сидящий Иисус» из Соликамска — самая реалистичная из пермских фигур.

Автор: Лидия Туляганова