Если занимаешься бизнесом, то летать приходится много, известная шутка: «живешь в самолете». Часто летишь с пересадками, не везде есть прямые рейсы. Например, в США случалось нужно было сделать две пересадки, чтобы добраться до пункта назначения, хабы там использовались давно. Побывал не в одной сотне аэропортов...
Есть, что вспомнить про полеты, правда, ловлю себя на мысли — в основном, с ностальгией.
Полет SAS
Думаю и сейчас эта заметка будет интересна, а прошло столько времени. Конец 90-х, лечу в Швецию, авиакомпанией SAS. Полет всего-то пара часов. Почти сразу же после взлета начинают разносить еду и напитки. В то время все было на высоком уровне. Через проход от меня сидит компания из трех соотечественников. Один — поопытнее, говорит, что заказывать. Тогда в 90-е в этой авиакомпании выбор напитков даже в экономклассе был один из лучших, фантастический — от пива до ликеров. Вот по его совету они и набрали сразу практически всего: пиво, виски, водка, вино, даже ликер по-моему. Видно, что часть напитков неофиты и не видели раньше. Все столики уставили выпивкой. Я с интересом смотрю. Один из неопытных ошарашенно смотрит на все это богатство и спрашивает у знатока: «Сергей, а с чего начинать-то будем, посоветуй?»
Почему это интересно сейчас? Прошли те времена … и на моих полетах уже в 2010-х не то что столько выпивки не давали — совсем не давали! - так и еда была — сэндвич из вендингового автомата. Вопрос из 90-х отпал сам собой...
А водочки?
Семинар Oracle в Ашхабаде, наверное 98-й. Из всех республик СНГ Туркмения была самая закрытая и заторможенная, до нее только в том году мы и доехали. Летим в Ашхабад туркменскими авиалиниями. Уже войдя в самолет, впечатляешься: на входе висит портрет Туркменбаши. Хорошее, правильное начало, дает настрой — дальше эти портреты где только не висели, по всему городу; ну, то что аэропорт имени Туркменбаши — так это само собой. Полетное обслуживание и кормежка хорошие, правда выбор алкогольных напитков (все местного производства) своеобразный: крепленое вино, коньяк и водка. Сам город — во-многом законсервировавшийся в 80-х, вывески типа «Ткани» поверху фасадов домов остались, постовые стоят на перекрестках и в дневное, и в ночное время, на улицах чистота и порядок, спокойствие. Хотя уже построен и президентский дворец с большим фонтаном, и гостиница 5 звезд. Провели семинар, пообщались неформально допоздна, а рано утром самолет. Я-то хоть часа 3 поспал, а Алексею, представителю компании Oracle, совсем не удалось. Его рассказ: «Взлетели, 7 часов утра. Стюардесса предлагает напитки. Я попросил воды. Стюардесса предложила в дополнение по очереди вина и коньяк, я отказался. Тогда она наклонившись ко мне, спросила тихо: «А водочки?» И затем, когда она разносила еду, вся процедура повторилась в точности. После очередного отказа от вина и коньяка опять последовало доверительно: А водочки?» Мне тоже предлагали все напитки, но просто, без души.
Полет в Любляну и обратно
Надо было «по делу срочно» — ознакомительный визит в банк SKB — слетать в Любляну. Так как я где-то с год назад уже летал туда авиакомпанией ADRIA и помнил, что рейс был из Шереметьева, то не посмотрел в билет (были еще бумажные) и попросил водителя Диму ехать в этот аэропорт. Доехали быстро, времени с запасом часа 2 почти, смотрю на табло вылета в Любляну нет. Я в справочную, а мне говорят: «А вы в билете посмотрите, вылет откуда? От нас словенские авиалинии уже не летают». Смотрю — точно, из Домодедова. Дима, водитель, далеко не отъехал, звоню, чтобы возвращался. И мы едем в Домодедово, пытаемся успеть — а вдруг! — на рейс. По дороге звоню секретарю Лене, прошу выяснить. Оказалось, что самолет чуть запоздал, вылет минут на 20 отложили, и мы ровно успели к концу регистрации.
Наверное, стоит сказать и пару слов про самолет. Когда мы садились в самолет, одна женщина истерично выпалила: «Что это? Я на таком не полечу». Мужу пришлось ее успокаивать.
А на самом деле лететь на таком самолете приятно, пассажиров - 40 человек всего, обстановка домашняя.
Через несколько дней возвращаюсь, перед полетом звоню Диме, говорю: «Встречай» и в шутку: «Теперь знаешь, куда ехать? — В Домодедово». Летим. На подлете объявляют: «Домодедово закрыто, садимся в Шереметьеве». Сели, звоню Диме: «Не забыл дорогу в Шереметьево? Приезжай сюда, нас посадили в Шереметьево». Такая вот «загогулина» с аэропортами вышла.
И о грустном: откуда ностальгия. С тех пор обанкротилась словенская авиакомпания ADRIA, венгерская MALEV да и многие другие. У нас, в России — Transaero, а как они хорошо начинали! В 90-х я часто летал в Алма-Ату, все было прекрасно. А вот к 2010 качество неуклонно снижалось, все хуже и хуже. Мои сотрудники — у нас был длинный проект в Казахстане — стали чаще использовать казахстанскую компанию Air Astana.
Еще до пандемии во всех авиакомпаниях сервис стал хуже. Компоновку салонов и оборудование тоже оптимизируют. Еще кое-где держится бизнес-класс, в эконом — совсем скупо, конкуренция с лоукостерами вынуждает снижать затраты. А в конце 90-х мой знакомый как-то даже специально взял с собой из самолета меню - выбор блюд в салоне первого класса компании Lufthansa , чтобы показать жене, как шикарно кормили. Сейчас даже бизнес-класс во многих европейских авиакомпаниях при полетах внутри Европы ущербный: кресла и их расположение такое же, как в экономе. Только кормят получше, не сэндвичи, есть выбор блюд. На этом фоне наши авиакомпании: Аэрофлот, S7 существенно отличаются в лучшую сторону: кресла и компоновка в бизнес-классе правильная, еда — тоже неплоха.
Но это сегодня. А вот что будет завтра?