О жизни Диогена известно мало, да и сохранившаяся информация спорна. То, что известно о биографии философа, поместилось в одну главу книги его тёзки, позднеантичного ученого и библиографа Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов».
Согласно книге, древнегреческий философ родился в 412 году до нашей эры, в городе Синопе, расположенном на берегу Черного моря. О матери Диогена ничего не известно. Отец же мальчика Гикесий работал трапезитом – так в Древней Греции называли менял и ростовщиков.
Детство Диогена прошло во времена неспокойные – в родном городе постоянно вспыхивали конфликты между прогреческими и проперсидскими группировками. Из-за сложной общественной ситуации Гикесий начал подделывать монеты, но трапезита быстро поймали с поличным. Диогену, которого также собирались арестовать и наказать, удалось сбежать из города. Так и началось странствие парня.
Дорога привела Диогена в Афины, где на городской площади он столкнулся с философом Антисфеном. Неизвестно, как состоялось их знакомство, но Антисфен поразил Диогена до глубины души, а Диоген вызвал у Антисфена чувство неприязни. Тогда Диоген и решил остаться в Афинах, чтобы стать учеником философа. Пусть и не сразу, но Диогену удалось стать учеником Антисфена – пожилой философ не смог избавиться от настырного ученика даже с помощью избиения палкой. В результате именно этот ученик прославил кинизм (цинизм) как школу античной философии.
В основе философии Диогена лежали аскетизм, отказ от всех благ сущих, а также подражание природе. Диоген не признавал государств, политиков, религии и священнослужителей, а себя считал космополитом – гражданином мира.
У Диогена не было денег, поэтому купить дом или хотя бы арендовать комнату он не мог себе позволить. Но это не стало проблемой для будущего философа: Диоген вкопал рядом в землю пифос – большую глиняную бочку, в которой греки хранили продукты, чтобы те не пропали. В бочке (пифосе) Диоген и стал жить, что послужило основой для выражения «бочка Диогена».
После смерти учителя дела Диогена стали совсем плохи, горожане считали, что он тронулся умом, о чем свидетельствовали регулярные выходки. Известно, что Диоген прилюдно занимался онанизмом, возглашая, что было бы прекрасно, если и голод можно было бы утолить, погладив живот.
Хотя образ жизни и взгляды Диогена и так были уникальными, то как он их проявлял поистине выделяло его.
Когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то, разумеется решил познакомиться с прославленным «маргиналом». Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придёт к нему, но философ преспокойно проводил время у себя. Тогда Александр сам решил навестить его. И, найдя Диогена, когда тот грелся на солнце, подошёл к нему и сказал:
- Я – великий царь Александр
- А я – ответил Диоген, - собака Диоген
- И за что тебя зовут собакой?
- Кто бросит кусок – тому виляю, кто не бросит – облаиваю, кто злой человек – кусаю.
- А меня ты боишься? – спросил Александр.
- А что ты такое, - спросил Диоген, - добро или зло?
- Добро, - сказал тот.
- А кто же боится добра?
Наконец, Александр сказал:
- Проси у меня чего захочешь.
- Отойди, ты заслоняешь мне солнце, - сказал Диоген и продолжить греться.
На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном».
Как-то раз горожане увидели днем Диогена, ходящего по городской площади с фонарем в руках. При этом «сумасшедший» философ периодически выкрикивал фразу: «Ищу человека».
А однажды, помывшись, Диоген выходил из бани, а навстречу ему шли знакомые, которые только собирались мыться.
- Диоген, - спросили они мимоходом, - как там, полно народу?
- Полно, - кивнул Диоген.
Тут же ему встретились другие знакомые, которые тоже собирались мыться и тоже поинтересовались:
- Привет, Диоген, что, много людей моется?
- Людей – почти никого, - покачал головой Диоген.
Возвращаясь как-то раз из Олимпии, на вопрос, много ли там было народу, он ответил: «Народу много, а людей совсем мало».
А однажды он вышел на площадь и закричал: «Эй, люди, люди!»; но, когда сбежался народ, Диоген напустился на него с палкой, приговаривая: «Я звал людей, а не мерзавцев».
Таким способом мужчина показывал свое отношение к обществу. Он часто критиковал афинян, высказывая в их адрес массу негативных отзывов.
Однажды, когда Диоген начал прямо на рынке делиться с прохожими глубокими мыслями, на его речь никто не обращал внимания. Тогда он резко защебетал по-птичьи, после чего вокруг него сразу же собралось много народа.
Мудрец с досадой произнес: «Это уровень вашего развития ведь, когда я говорил умные вещи, меня игнорировали, но, когда я закричал как петух, все с интересом стали меня слушать».
Хоть он и был немытым, прилюдно испражняющимся бездомным это не все чем он был, его ум ничуть и уступал его современникам философам. А поскольку он себя никогда не сдерживал это знали все.
Например, в его время был популярен вопрос «Как проще всего сказать, что такое человек?» Платон решил поискать ответ и придумал вариант: «Человек есть животное на двух ногах, лишённое перьев». Древние греки никогда не видели кенгуру, гиббонов и т.д., поэтому для них только человек ходил на двух ногах. Платон считал свой ответ очень остроумным, Диоген же был с этим категорически не согласен. Он подумал и, ощипав петуха, принёс его к Платону в школу, объявив: «Вот он, платоновский человек!». На что Платон к своему определению вынужден был добавить «… и с плоскими (широкими) ногтями».
Когда начался военный конфликт греков с македонским царем Филиппом Вторым, Диоген покинул Афины, отправившись на корабле к берегам Эгины. Однако добраться туда не удалось – судно было захвачено пиратами, а все, кто на нем находились, были либо убиты, либо взяты в плен.
Из плена Диогена отправили на невольничий рынок, где его приобрел коринфянин Ксеанид для того, чтобы философ обучал его детей. Стоит отметить, что учителем Диоген был хорошим – помимо верховой езды, метания дротиков, истории и греческой литературы, философ научил детей Ксеанида питаться и одеваться скромно, а также заниматься физическими упражнениями для поддержания своей физической формы и здоровья.
Ученики и знакомые предлагали философу выкупить его из рабства, но он отказывался, утверждая, что так якобы иллюстрирует тот факт, что даже в рабстве он может быть «господином своего господина». На деле же Диоген радовался крыше над головой и регулярному питанию.
Умер философ в возрасте 89 лет, находясь все еще в рабстве. По иронии судьбы Диоген умер в один день с Александром Македонским 10 июня 323 года до н.э. Цицерон приводит легенду о том, что после смерти Диоген велел оставить тело без погребения, чтобы его съели животные. Так, по мнению философа, он сможет отдать земле те крохи, что взял у нее. Все источники указывают разную причину смерти Диогена. Одни указывают, что он умер от зараженного собачьего укуса, другие от того, что он съел сырого осьминога, но моя любимая версия – это, что эму однажды просто надоело жить и он задержал дыхание, пока не умер.
Как бы то не было, Диогена похоронили, а на его могиле установили надгробную плиту из паросского мрамора со словами благодарности от учеников и пожеланиями вечной славы. Также из мрамора сделали собаку, символизирующую жизнь Диогена.
Диоген Синопский внес существенный вклад в развитие философии, им были написаны многочисленные важнейшие труды в словесности и риторике, также он занимался проблемами общества, стараясь создать свод морально-этических законов.
Согласно Диогену Лаэртскому, после себя философ из Синопа оставил 14 философских трудов и 2 трагедии (в некоторых источниках число трагедий увеличивается вплоть до 7). Большинство из них сохранилось благодаря другим писателям и философам, использующим высказывания и изречения Диогена. К числу сохранившихся сочинений относятся «О богатстве», «О добродетели», «Афинский народ», «Наука нравственности» и «О смерти», а к числу трагедий – «Геракл» и «Елена».
Афоризмы:
· Бедность сама пролагает путь к философии. То, в чем философия пытается убедить на словах, бедность вынуждает осуществлять на деле.
· Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им.
· Увидев прихорашивающуюся старуху, Диоген сказал: «Если для живых — ты опоздала, если для мертвых — поторопись»
· На вопрос, почему люди подают милостыню нищим и не подают философам, он сказал: «Потому что они знают: хромыми и слепыми они, может быть, и станут, а вот мудрецами никогда.
· Никто нас не обижает, кроме нас самих.
· На вопрос, в каком возрасте следует жениться, Диоген ответил: «Молодым ещё рано, старым уже поздно.