Производители и ритейл всегда ближе всех «стоят» к потребителю. Любое изменение потребительских привычек незамедлительно отзывается на ритейле и производстве, поэтому эти сферу демонстрируют невероятную скорость изменений. Какие тренды будут определять развитие систем планирования производителей и ритейлером, рассмотрим в этой статье.
В настоящее время существует широкий спектр решений для планирования производителей и ритейлеров: от поддержки процесса Sales&Operations Planning (S&OP) до автозаказа и аналитики упущенных продаж. Имеющиеся на рынке разработанные методики и алгоритмы позволяют автоматизировать и оптимизировать процесс пополнения товаров в торговых точках и распределительных центрах, отслеживать показатели представленности на полках магазинов и осуществлять как операционное, так и тактическое планирование (пример: Novo Forecast Enterprise ) .
Сложившиеся на рынке тренды показывают, что система планирования производителей и ритейлеров должна в себе содержать IT-инструменты:
1. Прогнозирование спроса и планирование продаж: инструмент прогнозирования и поддержки принятия решений для управления будущим. Хорошее IT -решение позволяет ускорить и повысить качество прогнозирования и планирования продаж, от стратегических задач S&OP до планирования по отдельным SKU. Система должна позволять строить, анализировать и согласовывать планы в любых разрезах (по всей сети, складам, регионам, категориям, SKU и т.д.) и с любыми горизонтами и единицами планирования (квартал, месяц, декада, неделя и т.д.). Результат – сочетание высокого уровня автоматизации с управляемостью, прозрачностью и удобством работы.
2. Согласованное управление запасами в торговых точках и распределительных центрах, автозаказ: ежедневные и точные ответы на вопросы «Куда?», «Что?», «Сколько везти?», оптимальный уровень запасов каждого товара в каждой торговой точке и требуемые объёмы заказов с учётом всех факторов издержек, требований к сервису, логистических и мерчендайзинговых параметров. Результат – чистая экономия в размере 1-3% от оборота сети.
3. Планирование и прогнозирование эффектов промоакций (например, система Execution Promo Platform) : промоакции являются одним из основных инструментов стимулирования продаж, используемых производителями потребительских товаров и ритейлерами по всему миру. Успешность той или иной промо активности во многом зависит от точности прогноза спроса на период проведения акции, а данная задача является существенно более сложной по сравнению с прогнозом регулярных продаж. Точное планирование поможет сократить количество излишков, снизить уровень дефицита в периоды проведения акций, а также повысить лояльность клиентов.
4. Анализ упущенных продаж и представленности товаров: желательно использование систем ежедневного мониторинга упущенных продаж, которые позволяют каждый день точно определять периоды дефицита и упущенные продажи, в том числе внутри дня в различных разрезах: по товарам, по категориям, по регионам, по магазинам, в целом по сети. Системы позволяют производителям отслеживать уровень представленности своих товаров на полках сети и своевременно вносить корректировки в управление цепочками поставок. Помимо ежедневной отчетности формируются в системах сигналы об отсутствии товаров на полках в течение дня, которые отправляются сотрудникам в торговом зале или мерчендайзерам поставщика, что позволяет существенно сократить упущенные продажи.
Отдельно отметим тренды для розничной торговли
1. Альтернативные бизнес-модели приносят прибыль: цифровые технологии внесли фундаментальные изменения в старомодную модель транзакций и новые возможности предлагают потребителям ещё комфортнее платить за ценность.
2. Торговый центр как распределительный центр: изменения в поведении потребителей будут иметь последствия в 2021 году. Поскольку арендованные площади и витрины в торговых центрах не работают из-за недостатка пешеходного трафика, розничные торговцы стремятся превратить их в центры выполнения заказов. Есть замечательная синергия в использовании этих пространств для электронной коммерции
3. Доставка «последней мили»: компании по доставке продуктов питания коренным образом изменили доставку еды из ресторанов и продуктовых магазинов. Но зачем останавливаться на достигнутом? Например, amazon изо всех сил старается удовлетворить спрос во время пандемии. В результате партнерство с компаниями по доставке «последней мили» становится все более целесообразным, поскольку розничные торговцы стремятся использовать свои физические магазины для выполнения локальных онлайн-заказов.
4. Новые концепции традиционного ритейла: несмотря на массовый переход к электронной коммерции, физические магазины не исчезнут в ближайшее время. Они просто переживают время трансформации. Несколько известных ритейлеров сосредоточены на совмещении покупок в Интернете и в магазинах, делая упор на создание более привлекательного и социально дистанцированного опыта покупок. Например, бренды отказываются от традиционной концепции проходов и полностью заполненных полок. Физический магазин больше не должен считаться конечным пунктом на пути к покупке. Сочетание сильных сторон как онлайн-магазинов, так и физических магазинов позволяет представить более убедительную гибридную модель, которая превращает торговое пространство в центр впечатлений.
Задача производителей и ритейлеров в 2021 году – создать условия для удовлетворения потребности клиента с использованием современных систем планирования, используя знания и навыки, приобретённые в 2020 году, что в свою очередь принесёт гарантированный доход.
Подробнее о трендах развития планирования производителей и ритейлеров узнайте на Первой российской конференции по планированию в цепях поставок.
Подписывайтесь на телеграм-канал конференции, будьте в курсе новостей.