Найти тему

На просьбу помочь с уборкой дочь отвечает «нет»

ВОПРОС : Здравствуйте, Валентина Николаевна. Дочке 9 лет, в октябре будет 10. Вы всегда говорите, что надо сотрудничать с детьми в домашних делах. Понимаю, пытаюсь это делать, но чаще всего не получается. Например, приборка в выходные, когда надо навести порядок, протереть пыль, пропылесосить мебель, вымыть пол. Дочь прибирает в своей комнате (всё кроме мытья пола). Но это, в большинстве случаев, делается через не хочу, кое-как и не до конца (на столе лежат ненужные вещи, не везде протёрта пыль, а уж как пропылесосены кровать, подушка и одеяло стоит только догадываться). Когда показываешь на недочёты, обижается, огрызается, говорит так нормально.

Пробовала научить пылесосить пол, показала, как это делается, сказала на что обратить внимание и проконтролировала этот процесс до конца. В следующий раз пылесосила одна. Больше я не прошу её это делать. Были у Вас на консультации 3 года назад, и Вы говорили, главный критерий, что поручение выполнено – должно быть чисто. Но не получается чисто и доделывать не хочет. Всё что касается приборки, мытья вызывает протест. Первое слово после просьбы "нет".

Есть у дочки и ежедневные обязанности: вынести мусор и вымыть посуду. Договорились, что на каникулах будет мыть каждый день. Но она её не моет, даже если по телефону напомнишь. Такое ощущение, что это не так важно и значимо для неё. Я злюсь, сержусь на неё. Читаю нотации, обижаюсь, могу не разговаривать, понимаю, что это бесполезно, непродуктивно и по-детски, но ничего не могу с собой поделать. Напишите, пожалуйста, алгоритм действий для сотрудничества. Возможно, это начало переходного возраста, а может причина во мне (я слишком требовательная). Научите, как с дочкой договариваться.

ОТВЕТ : Здравствуйте, давайте вместе составим алгоритм, определившись с понятиями, которые вы употребляете. Сотрудничество и задание - разные вещи . Договариваются равные партнеры, не нужно лукавить, приказ есть приказ. Упаковывая его в иллюзию права голоса у девочки, вы только вызываете раздражение, это же обман чистой воды. И наконец, не менее важное понятие – квалификация труда. С одной стороны, мы постоянно стимулируем детей к развитию, учим иностранным языкам, творчеству и так далее, а дома требуем быть только уборщицей.

Ах, да! О переходном возрасте, он начитается только в 14 лет, не раньше, когда у подростка появляется свой круг общения, способность самостоятельно поддерживать эти отношения и главное: стойкое увлечение каким-то созидательным делом, за ценность которого он с Вами и борется. Это не игры компьютерные и видеоролики, а например, ведение блога, создание сайта, даже если в компьютере или телефоне. Признак начала подросткового возраста: личный интерес, который ребенок сам контролирует, планирует, прилагает усилия и из-за этого борется с родителями за уважение .

Вернемся к Вашей дочке. Если камень преткновения уборка, составим алгоритм. Вы правильно поняли, что чистота ее не интересует, поэтому мотивация для уборки - это другое более интересное дело. Наведи у себя порядок и мы будем печь торт, действительно вместе и это будет сотрудничество. Пропылесось квартиру, пока я передохну после работы и поедем кататься на велосипедах. Сложи вещи в шкафу и будем маникюр делать друг другу. Это будет интересно. Уборка – просто условие для жизни, а не ведущая деятельность. Постоянная чистота только в музее, где никто не живет. У Вас как руководителя есть обратная связь, если давать задание по уборке без контроля не работает, давай другие задания, которые выполняются охотно. Успех должен повышать статус обязанностей. Представьте, что вы специалист, а на работе вам поручают только полы мыть, вы бы тоже саботировали.

Подробнее о сотрудничестве с детьми читайте в книге «Азбука воспитания: от дошкольника до студента».

А как Вы сотрудничаете с детьми? Помогают ли они Вам в домашних делах? В каких делах Вы с ними сотрудничаете?

Примечание: Ответы на вопросы не являются психотерапией, только личные консультации позволяют провести индивидуальный анализ и достичь конкретных результатов. Записаться на онлайн консультацию можно по тел.: 8-932-321-29-46

С вами была психолог Валентина Морозова

Ваш лайк - неоценимая поддержка нашего труда. Пишите комментарии, подписывайтесь на канал.

Группа ВК | Канал на Youtube | Телеграм-канал | Инстаграм