Найти тему
Кафедра зоологии

На байдарке по Телецкому озеру (Горный Алтай). День 1. Начало похода

Наконец-то я публикую этот рассказ-отчет о нашем многодневном водном (с небольшой пешей частью) походе по сказочно красивому Телецкому озеру (Горный Алтай). Наконец-то - потому что действительно есть что рассказать и особенно - показать. Телецкое озеро - одно из самых красивых мест, где мне доводилось бывать, и, я уверен, одно из самых красивых озер во всем мире.

В этом рассказе вас ждет походный быт, трудности, с которыми мы столкнулись, встречи с интересными животными и невероятные пейзажи.

Нас было двое - одна двухместная байдарка "Свирь". Семь лет назад, в августе 2013 мы ходили на байдарках по Байкалу в течение более 3 недель (ссылка). Нынешняя наша команда представляла собой ровно половину от той. Мы планировали обойти озеро по кругу, а также несколько дней посвятить пешему походу на водопад Учар и по хребту Алтын-Туу.

Сплав по Телецкому сопряжен с определенными трудностями и даже опасностями для неопытных туристов (да и для опытных; риск присутствует всегда). Как сказал один мой друг, "Телецкое - как труба"; ветра здесь сильные и в течение дня меняют направление. Решение сплавиться по этому водоему мы приняли после того, как пришлось отказаться от поездки в Армению на оз. Севан по причине локдауна.

Озеро Телецкое находится на северо-востоке Республики Алтай. Оно окружено горными хребтами, покрытыми лесами. По форме озеро напоминает букву "Г", отраженную по горизонтали. Протяженность самой длинной стороны (с севера на юг) - около 79 км, максимальная ширина - чуть больше 5 км. Телецкое - пятое озеро России по глубине (согласно Википедии), максимальная глубина - 325 м.

Оказалось, что добраться до него не так уж и просто. Вариантов несколько: первым рассмотрели самолет Москва - Горно-Алтайск (компания S7). От Горно-Алтайска до Артыбаша (село на берегу Телецкого) - 160 км. Этот вариант выглядит простым, но не дешевым (билеты на самолет около 25-30 тыс., плюс трансфер до озера). К тому же, пришлось бы доплачивать за багаж, как-то подгонять габариты байдарочного рюкзака под правила перевозки и так далее... Мы добирались так: поезд Москва - Новосибирск, затем поезд до Бийска, и, наконец, услуги местных водителей.

В Бийск мы прибыли в 7:40 утра. Не буду рассказывать о том, как ехали. Как запихивали рюкзаки на верхние полки, разгадывали сканворды... Как одного чересчур общительного парня приняли полицейские в Перми. Впрочем, он до Перми и ехал...

На вокзале в Бийске туристов ждут водители. Мы согласились поехать до Горно-Алтайска за 2000 рублей. Путь занял почти 4 часа. В Горно-Алтайске закупили продуктов и договорились о трансфере к озеру. Стоимость - 600 рублей с человека.

Наконец, около 14:00 приехали в Артыбаш.

-3

Здесь, где из Телецкого вытекает река Бия, находится два поселка на противоположных берегах: Артыбаш и Йогач.

Мы перетащили свои вещи ближе к воде. Сегодня нужно было собрать байдарку, скомпоновать и загрузить вещи и немного отойти от поселка. Кроме того, мы хотели взойти на ближайшую вершину Тилан-Туу (741 м), с которой открывается вид на Артыбаш и Йогач.

Байдарка собрана! На противоположном берегу - пос. Йогач
Байдарка собрана! На противоположном берегу - пос. Йогач

На байдарке "Свирь" я шел впервые, - она принадлежит товарищу, второму участнику похода. В процессе эксплуатации мы выявили как плюсы, так и минусы, о которых я буду по ходу рассказа упоминать. Собирается она в некоторых моментах "внатяг"; например, система соединения стрингеров и элементов фальшбортов при помощи муфт, на мой взгляд, не очень удачна - требует значительных усилий при сборке. Зато каркас получается жестким. Неудобны также крепления сидений, висящих на стрингерах, но можно их и не крепить, а сидеть, по старинке, на пенке.

В общем, байдарка была собрана. Мы загрузили вещи в багажный отсек. Здесь обнаружилась еще одна неудачная конструктивная особенность - способ закрывания багажника. Он надежно защищает от воды, но вот открыть его на ходу, а потом легко закрыть, не представляется возможным.

Зато на воде наш кораблик показал себя очень хорошо. В первую очередь, я отметил про себя устойчивость - два надувных баллона вдоль дна байдарки делают "Свирь" очень надежной на воде даже при сильных волнах (в дальнейшем мы не раз в этом убеждались). При этом курс тоже держит неплохо.

-6

Мы отошли около 2,5 км по воде в сторону "большого Телецкого" и встали на берегу. Поставили палатку, взяли камеры, воду и отправились на гору Тилан-Туу.

Это невысокая гора, но немного попотеть придется. Почти до вершины можно доехать на машине по грунтовой дороге. Затем - пешком до смотровой площадки. Поднялись уже в сумерках.

Спускались в кромешной тьме. В какой-то момент справа от дороги мы услышали шорох - кто-то крупный бродил среди кустов. Мы направили фонари в сторону звука и стали всматриваться. Не хотелось в первый же день столкнуться, скажем, с кабаном (или, тем более, с медведем).

Вскоре наши шарящие лучи фонарей высветили ленивую физиономию жующей коровы. К слову сказать, это не единственный случай, когда мы встречали в этом походе коров в неожиданных местах. И не только коров... Но я забегаю вперед.

Пока мы спускаемся в полной темноте к берегу Телецкого озера, к нашей палатке, освещая себе путь фонариком. За нами увязалась собака, а затем и черная кошка, и все вокруг стало совсем уж таинственным и почти мистическим. Животные спокойно шли рядом, ничего не выпрашивая, как будто вели нас куда-то...

А затем просто отстали.

Мы вернулись в лагерь, немного посидели у воды и легли спать. Завтра нас ждали ветер и волны великого и прекрасного Телецкого озера.

ПРОДОЛЖЕНИЕ - ДЕНЬ 2.

-9