Из всех утюгов доносится о снижении заболеваемости COVID-19 и снятии режимных ограничений. Пора, наверное, радоваться? Одно смущает: в социальных сетях не перестают появляться материалы о запредельных нагрузках на медицинский персонал в COVID-госпиталях и людях, умерших в связи с заболеванием.
С показателями заболеваемости у нас справляться научились: всего-то не регистрируй больных и не проводи диагностику. Но тяжелые формы болезни спрятать нелегко. Тем более нет смысла скрывать показатели умерших от COVID – избыточная смертность поставит на место любых рисовальщиков от медицинской статистики.
А, может, и нет их, желающих заняться «рисованием»? Давайте попробуем уточнить, тем более что все ходы у нас были записаны.
COVID-статистика в индивидуальном режиме
Мы анализировали данные сначала по наиболее неблагополучным и интересным для нас регионам в расчете на 100 тыс. населения. Сначала – ежедневно, потом – практически с ежемесячным интервалом.
Давайте посмотрим, как за эти месяц менялась ситуация по Московской, Пензенской, Омской, Самарской и Ростовской областях и в Ставропольском крае.
На этом графике — данные о ежемесячном приросте новых случаев COVID-19. Оставим в покое цифры – нам интересны закономерности. Из приведенных графиков видно, что в регионах было три заметных «пика» по количеству заболевших: июнь 2020г., сентябрь-октябрь 2020г. и январь 2021г.
Очевидно, что все три «пика» объясняются общими для всех регионов причинами. Легко также заметить, что в феврале и в марте 2021 года количество выявленных случаев COVID-19 начало снижаться.
Мы можем не заморачиваться тем, что снижение связано с играми статистики. Важнее другое: наблюдаемое снижение числа заболевших не оказалось меньшим, чем в предновогодний (предпраздничный) период.
Дорогая моя столица…
Это вам ничего не напоминает? Например, очередной рапорт о «снижении» заболеваемости, который сменился ее ростом. Как это было в Москве, дорогой нашей столице.
Для регионов России столица, действительно, оказалась дорогой… На графике видно, что прирост числа заболевших в Московской области в июне (как в регионах) не увеличивается. Напротив, он становится отрицательным. То есть количество заболевших уменьшается.
Точно такая картина – и в столице нашей Родины. Почему так произошло?
Ответ был ранее – Москва и Подмосковье «поделились больными» с регионами – домой отправились внутренние трудовые мигранты. Они же и дали рост заболеваемости в регионах. Особенно выраженный там, откуда в Москву уезжало больше «внутренних мигрантов».
Зато сейчас Москва дает небольшие цифры больных. Но они также больше цифр в «предновогодний» период. Надолго ли? Обратный поток трудовых мигрантов в Москву и Подмосковье уже состоялся…
Иных уж нет…
Но вернемся к регионам и посмотрим на динамику смертей от COVID-19 – по данным официальной статистики. Ожидаем, что снижению количества заболевших будет сопутствовать и снижение количества умерших.
Посмотрите на таблицу. В мае 2020 года ни один из регионов, находящихся в зоне нашего внимания, и близко не приближался к Подмосковью по количеству умерших на 100 тыс. населения. Московская область сохраняла «желтую майку» «анти-лидера» до сентября, когда на хвост ей стала наступать Омская область.
В октябре к ней присоединилась Ростовская область и по настоящее время сомнительное «лидерство» принадлежит этим трем регионам. А Ставропольский край, Пензенская и Самарская области достигли приблизительно одного уровня.
Но мы все же не будем забывать, что некоторые из этих областей стали лидерами в другой номинации – по избыточной смертности. Мы ведь хотели посмотреть на динамику… Чтобы подтвердить связь увеличение числа умерших с ростом заболеваемости или опровергнуть ее.
Совершите вы массу открытий…
Цифры – штука интересная. С ними можно совершить массу открытий, иногда не желая того – как в песне.
Посмотрите на графики: снижение заболеваемости закономерно сопровождается снижением числа умерших в наших регионах. И, также как цифры заболевших, количество умерших не стало меньше «предновогодних цифр» (Ростовская, Омская, Московская области и Ставропольский край).
Более того, в Пензенской и Самарской области число умерших заметно не уменьшилось!
Но и это не самое интересное! Обратите внимание на то, что в Московской и Пензенской областях очевиден июньский «пика» количества умерших, который соответствует июньскому пику выявления новых заболевших.
В Омской, Пензенской областях и на Ставрополье до Нового года четко отмечается еще и сентябрьский пик числа умерших. А в Ростовской, Самарской и Московской областях с сентября 2020г. растет количество умерших и рост продолжался до января 2021 года.
Вы не помните, что могло вызвать рост заболеваемости и сопутствующего ему увеличения количества смертей в сентябре 2020 года?
Выводы:
- Режимные мероприятия – жестокая необходимость.
2. На смену кажущемуся снижению заболеваемости, вероятно, придет рост, связанный с мутациями вируса.
3. На фоне роста заболеваемости увеличится число умерших. Горе, когда, увлекшись «снятием ограничений» и руководствуясь собственными благими пожеланиями, руководители органов власти ослабят возможности медицинской службы.