Проблема познания – основная в произведении.
Фауст искал истину и был устремлён вперед, он был движим стремлением найти такой способ существования, в котором мечта и действительность, небесное и земное, душа и плоть совпадут и сольются вместе. Фауст проходил через разные фазы развития: через личное счастье к стремлению к художественной красоте, от нее к попыткам реформаторской деятельности, а от них к созидательному труду.
Герой заключил договор с Мефистофелем не просто потому что хотел полноты бытия, а потому что чувствовал ответственность перед людьми. По сути, Фауст был недоволен, так как он не мог соединить идеал с реальной жизнью, он понял, что пока он ищет истину, жизнь проходит мимо него.
Вагнер был представлен как антипод Фаусту. Первый считал, что жизнь можно познать через книги, а второй думал, что только непосредственное в ней участие сможет в этом помочь.
Сцена «У ворот» ярко показывает контраст между Вагнером и Фаустом. Картины природы, закаты и рассветы восхищают Фауста, он полон стремления и к новому, и ввысь, в то время как Вагнеру это кажется причудами и капризом. Противопоставление этих персонажей более ярко показывает нам живость Фауста. В этой сцене виден контраст между оптимизмом героя и цинизмом его помощника.
Мефистофель являет собой внутреннее и подсознательное Фауста, а также отображает точку зрения Гёте на экономический «прогресс» общества. Он является духом отрицания и разрушения. Он многолик и со всеми находит общий язык. В самом начале он говорит:
«Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».
Есть одно «но» - блага он не совершал. Мефистофель хотел заполучить душу любимого раба божьего Фауста, не нарушив договора с Богом, поэтому весь договор был выстроен на том, что как только Фауст достигнет идеала и найдёт истину, достигнет такого уровня удовлетворения, что захочет остановить мгновение – договор будет исполнен. Так в жизнь ученого вернулись краски. Однако, в конечном итоге, душа Фауста отправляется на небеса.
Чья жизнь в стремлениях прошла, того спасти мы можем.
В финале показан момент, когда Мефистофель думает, что он уже одержал победу над Богом, но он не учёл одну единственную вещь – хоть Фауст и произнёс фразу, которую желал услышать демон, его ум оставался жаждущим познания и полным жизни, герой не желал останавливаться.
Финал является апофеозом бессмертной сущности Фауста и Гретхен, апофеоз человека, в котором ничто не сможет уничтожить любовь и человечность, свободный и ищущий разум. Проведя человека через всевозможные испытания, Гёте возвышает сущность человека над природой, показывает его величие.