Современный бизнес ориентируется на экологичность. Высокий спрос, прибыльность, невысокая конкуренция и перспективы развития – вот несколько причин, чтобы открыть экомагазин с нуля.
Экологичность – современный тренд на всех рынках. Бизнес быстро сделал из нее маркетинговый ход. За последние пять лет витрины заполнились эко- и биотоварами. Маркетинговые исследования выявили, что экологичная продукция лучше продается.
Сегодня тема экологичности и ответственного потребления обретает все большую популярность в России. В связи с этим растет количество потребителей, которые подходят к выбору товара избирательно, обращая внимание на его экологичность. Согласно социологическим опросам, более половины россиян обращают внимание на экологичность производства и эксплуатацию товара.
«Зеленый» бизнес для России можно считать новым, развивающимся направлением. Рынок не заполнен, большинство потребителей отмечают узкий ассортимент экотоваров. В таких условиях даже у начинающих предпринимателей есть шанс выйти на прибыльный рынок. Торговля экотоварами является активно развивающейся отраслью в стране. Несмотря на высокие цены, спрос постоянно растет. Экотовары стоят на 50-100% дороже обычных. А значит, и прибыль от их продажи выше.
Как начать свое дело и не прогореть? Возможно ли экомагазину конкурировать с супермаркетами? Как привлечь клиента и какие нюансы следует учесть при планировании? Рассмотрим основные моменты бизнеса на открытии экомаркета.
Концепция экомаркета
Выйти на рынок можно в нескольких форматах: эколавка, интернет-магазин с доставкой, крупный экомаркет. В данной статье рассмотрим самый распространенный формат – небольшой оффлайн экомагазин.
Ключевые принципы, которые нужно учитывать при открытии данного бизнеса:
- Всегда свежая и полезная продукция;
- Постоянный контроль качества;
- Соблюдение санитарно-эпидемиологических норм;
- На всю продукцию есть подтверждающие документы, сертификаты и стандарты.
Экомаркет – это магазин с определенной философией, поэтому детали очень важны. Следует учитывать особенности торговли экопродуктами:
- Акцент делается на качество товара, а не на ассортимент;
- Для первой закупки лучше выбрать товары с максимально допустимым сроком годности. Это пригодится, потому что на старте продажи будут низкими;
- Чтобы поддержать идею экологичности, необходимо использовать только бумажные пакеты для упаковки товара. Лучше исключить пластик и полиэтилен;
- Добавьте на ценник информацию о продукте, чтобы клиенты смогли ориентироваться в ассортименте;
- В магазине должно быть всегда чисто и пахнуть свежестью. Чтобы усилить атмосферу экологичности, в дизайне следует использовать зеленые цвета и деревянную отделку.
Ассортимент экомагазина
Если планируется проект с небольшим бюджетом, то лучше сосредоточить ассортимент на одной категории. Не пытайтесь охватить все категории продукции. Найдите востребованный товар, который не представлен у конкурентов.
Самое популярное направление экомаркета – продукты питания. Минимальный ассортимент должен включать: мясо, яйца, фрукты, овощи и молочные продукты.
В большинстве случаев в ассортимент продуктовых экомаркетов также входят варенье, мед, различная растительная пища. Также это может быть магазин с экокосметикой или товарами для дома, интерьерная лавка, шоурум с экоодеждой, детский магазин и т.д. Еще можно открыть интернет-магазин или экомаркет, где будут представлены разные категории товаров.
Самый верный способ определиться с ассортиментом – изучить рынок. Что сейчас активно продается? Чего не хватает на рынке? Согласно данным социальных опросов, большинству потребителей не хватает экологичных продуктов питания, упаковки, автомобильной продукции, а также товаров для дома.
Чтобы немного помочь с выбором ассортимента, представляем подборку из 15 популярных видов экопродукции и отдельных экотоваров.
1. Экологичная бытовая химия и косметика
Различные средства для стирки и уборки постепенно вытесняются более экологичными товарами. Их производят на основе натуральных компонентов: растительного мыла, соды, лимонной кислоты, органического уксуса, экстрактов растений. Покупатели выбирают экологичную бытовую химию, потому что она безопасна для детей и домашних животных, быстро разлагается и не тестируется на животных.
Экологическая косметика на 95% состоит из ингредиентов растительного происхождения. Не содержит искусственных и синтетических красителей, силикона, минеральных масел, парабенов и продуктов нефтепроизводства. Экостандарты предъявляют высокие требования не только к составу косметики, но и к процессу ее производства. Например, в производстве экологичной косметики используют растения, выращенные в экологически чистых местах и без применения химикатов. Такая косметика не тестируется на животных, а упаковочные материалы полностью соответствуют нормам экологичности.
2. Товары для детей
Родители – это одна из категорий людей, которые охотнее других приобретают товары с хорошей экологической репутацией. Ведь каждый стремится выбрать для своих детей самое лучшее – т.е. максимально полезное и натуральное. Именно поэтому категория детских товаров на российском рынке пользуется таким спросом.
Перечень товаров здесь весьма обширен: от одежды до игрушек, от косметики и бытовых средств до предметов гигиены. Например, популярность набирают экологичные подгузники. Обычные одноразовые не подлежат переработке, а разлагаются около 500 лет. Такие подгузники – биоразлагаемы и состоят из целлюлозы, отбеленной без использования хлора. Также на рынке появляются многоразовые подгузники из натуральных тканей, которые можно стирать. Покупателю предлагается система естественного пеленания, в которую, кроме подгузников, входят пеленки, одноразовые салфетки и специальные пеленальные штанишки. Одним словом, широкий ассортимент позволяет создать полноценный магазин детских экотоваров.
3. Чай и фитосборы
Последнее время стали особенно популярны фитосборы и чаи в фитпакетах. Они не содержат добавок и ароматизаторов, продаются в экологичной упаковке и позиционируются как продукты для здоровья.
4. Экологичная одежда
В последнее время все чаще стали появляться бренды, предлагающие экологически чистую одежду и обувь для всех возрастов. Такие вещи обычно делают из переработанных материалов, без искусственных красителей и других химикатов.
5. Канцелярия
Организация «зеленого» офиса – это еще один экотренд. В его основе лежит забота о здоровье и комфорте сотрудников, экономия ресурсов, ответственные закупки товаров для офиса. Многие канцелярские принадлежности делаются из пластика: взять те же шариковые ручки, точилки, линейки, папки для документов и т.д.
Экологичность в магазине канцелярии может быть представлена широким ассортиментом: блокноты, в которых используется бумага из вторсырья, экологичные ручки и карандаши, папки из картона или переработанного пластика, бумага, отбеленная без хлора и т.д.
6. Многоразовые ёмкости для еды и напитков
Бутылки для воды, термокружки, ланчбоксы — эти товары уже стали привычными и по-прежнему пользуются спросом. Товары доступные и разнообразные, так что с их помощью вы легко сможете расширить ассортимент магазина.
7. Многоразовые трубочки для напитков
Пластиковые соломинки заменяют более экологичными вариантами: металлические, стеклянные, бамбуковые трубочки сейчас пользуются спросом.
8. Экомешочки
Взамен пластиковых пакетов для покупок используются экомешочки, которые представляют собой многоразовые сетки для овощей и фруктов. Мешочки продаются в наборе по нескольку штук и разных размеров.
9. Косметические диски из люфы
Это альтернатива ватным дискам. Люфа - это растение семейства тыквенных, диски делают из высушенной массы плодов. Косметический диск из люфы многоразовый.
10. Бамбуковые зубные щётки
Обычные зубные щетки изготавливают из пластика. Который разлагается сотни лет. Поэтому популярностью пользуются бамбуковые щетки. Однако их щетина содержит нейлон, так что при утилизации следует отделять щетину от бамбукового основания.
11. Сумки-шоперы
Один из самых популярных экотоваров. Вместительные сумки-шоперы заменяют обычные пластиковые пакеты из супермаркетов. Производители предлагают широкий выбор шопперов: из переработанного пластика, холщевой ткани и т.д.
12. Силиконовые пакеты
Еще один вид упаковочного экотовара – силиконовые пакеты на молнии. Их используют для хранения вещей и продуктов, заморозки, упаковки обедов и т.д. Силиконовые пакеты прочные и долговечные. Обычно их продают комплектами – в разных размерах и дизайнах.
13. Восковые салфетки
Восковые салфетки – экологичная альтернатива пластиковым пакетам, фольге и пищевой пленке. В них можно заворачивать продукты или накрывать посуду с едой. Такие салфетки легко моются, и их можно использовать много раз.
14. Товары для экологического просвещения
Сейчас на рынке появляются различные мастер-классы и тренинги, где рассказывают, как быть экологичным покупателем, как организовать свою жизнь экологично, как правильно выбирать эк-товары и т.д. На полках книжных все больше специализированной литературы о здоровом образе жизни и экологичном поведении. В магазине можно продавать сертификаты на подобные мастер-классы или предусмотреть книжную полку с подборкой полезной литературы.
15. Минералы для очистки воды
Качество и состав питьевой воды – актуальная тема для многих людей. Это объясняет спрос на минералы и фильтры для очистки воды. Благодаря природной фильтрации, вода очищается от бактерий, вирусов, хлора, тяжелых металлов, органики, а также насыщается природным кислородом. Рынок предлагает широкий выбор различных минералов и минеральных смесей для очистки воды.
Как выбирать экотовары
Особенность развивающегося рынка экопродукции в России такова, что подобрать подходящий товар и определиться с поставщиками не так-то просто. Все дело в том, что многие производители безосновательно заявляют об экологичных преимуществах своих товаров и вводят в заблуждение. Поэтому добросовестный продавец должен разбираться в экопродукции и формировать ассортимент своего магазина из проверенных товаров. Вообще, стоит изначально определиться, ориентируетесь ли вы действительно на экотовары, либо на линейку “как бы экотоваров” - категорию, безусловно, более широкую и массовую.
Необходимо разобраться, как выбирать экотовары.
- Правило 1. Обратите внимание на материалы, из которых изготовлена продукция. Экотовары должны быть: многоразовыми, желательно разлагаемыми, либо подлежать переработке; изготовлены преимущественно из натуральных или переработанных материалов.
- Правило 2. Для косметической продукции и бытовой химии актуально требование, чтобы товар не тестировался на животных.
- Правило 3. Обратите внимание, какую упаковку используют производители, у которых вы закупаете продукцию. Она тоже должна быть экологичной.
Где брать товар
Вопрос с поставщиками нужно решать заранее. Чтобы найти хороших партнеров, потребуется время.
Что касается еды, то ее можно закупать напрямую у фермеров. Нужно проводить тщательную проверку каждого продукта. Вы должны убедиться, что способ производства продуктов соответствует требованиям. Посетите ферму, оцените условия, проверьте документы и сертификаты.
Особенно важен выбор поставщика для товаров, которые ограничены по сроку реализации. Здесь важно не только качество продуктов, но также скорость и регулярность поставок. Опытные предприниматели советуют наращивать объемы закупок постепенно. Вначале заказывать небольшие партии, проверяя качество продукции и сервиса. Затем увеличивать объем закупок, ориентируясь на статистику продаж.
Товары с длительным сроком хранения можно заказывать у зарубежных производителей. Экотовары можно закупать на китайских сайтах или у российских производителей. Во многих экомаркетах, особенно в интернете, можно встретить продукцию с “Алиэкспресс”, только в несколько раз дороже. Поэтому если вы решите закупаться на этой торговой площадке, помните про рациональное ценообразование. Такая модель бизнеса «купить на китайском сайте за доллар, а продать втридорога» вряд ли сможет стать долгосрочной.
Какие моменты следует учитывать при выборе поставщика:
- Удаленность складов от вашего магазина, чтобы минимизировать свои транспортные расходы;
- Цены на товарные позиции, а также соответствие ассортимента вашим требованиям;
- Сроки и периодичность поставок;
- Стаж работы фирмы-поставщика на рынке;
- Отзывы других компаний о поставщике;
- Соответствие товара параметрам и нормам экологического контроля, которое регулярно подтверждается.
Регистрация бизнеса
Чтобы зарегистрировать экомаркет достаточно оформить ИП или ООО. Рекомендуется оформить ООО, поскольку вам придется сотрудничать с поставщикам, а для них важно сотрудничать с юридическим лицом. Код деятельности согласно ОКВЭД 2: 47.11 - Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах
В качестве системы налогообложения лучше выбрать УСН 15%.
Кроме этого, в процесс регистрации входит:
- получение разрешений от СЭС и пожарной инспекции;
- регистрация в пенсионном и медицинском фондах;
- открытие расчетного счета в банке;
- регистрация кассового аппарата в налоговой;
- разрешение на установку вывески магазина (если оформляется витрина на улице).
На оформление всех необходимых документов, уйдет 1-2 месяца.
Выбор расположения и помещения экомаркета
Для торговли важную роль играет расположение магазина. Самый подходящий вариант – места с высоким пешеходным трафиком и скоплением людей. Это могут быть торговые центры, места рядом с рынками, остановками, в галереи гипермаркета и на центральных улицах спального района. Магазин должен быть заметен, иметь удобный подъезд.
Требуемая площадь помещения выбирайте в зависимости от целей и планируемых масштабах. Если вы планируете небольшой магазин, то будет достаточно 50 кв. м. На этой площади разместится несколько отделов для разных товаров. Учитывайте, что помимо торгового зала потребуется место под склад. Если ассортимент небольшой, то все можно уместить на полках и витринах. Также имейте в виду, что помещение должно соответствовать всем требованиям СЭС.
Оборудование экомаркета
Для экомаркета потребуется следующее оборудование:
- стеллажи, витрины и холодильное оборудование;
- переносные корзины и продуктовые тележки;
- упаковка: пакеты, коробки и другие варианты для фасовки;
- кассовые аппараты;
- весы;
- прилавки, стулья, камеры хранения и другая мелкая мебель.
Примерная сумма расходов на оборудование составит 250 тыс. рублей
Целевая аудитория
Раньше считалось, что покупать экопродукты готовы только люди с уровнем достатка выше среднего. Но как показывает статистика, целевая аудитория экомаркетов достаточно разнообразна. Можно выделить три основные категории:
- люди, которые придерживаются правильного питания и здорового образа жизни;
- родители, думающие о здоровье детей и покупающие в экомагазинах детские продукты;
- люди, которые по медицинским показаниям вынуждены придерживаться диеты.
- люди, которые, интересуются экотоварами из-за моды или ищут новые интересные подарки.
Магазин рассчитывается на покупателей среднего достатка или выше, т.к. экотовары дороже обычных в 2-3 раза. Но есть продукты, доступные и среднестатистическому покупателю. Имейте в виду, что открывать такой бизнес выгоднее в крупных городах, где платежеспособность у населения и спрос выше.
Что же касается портрета целевой аудитории, то социологические исследования выявили: чаще всего покупателями экопродуктов являются девушки старше 25 лет. В структуре покупателей их доля составляет 85%. В последние годы отмечается рост спроса на экопродукты среди школьников и студентов младше 25 лет. Таким образом, постепенно аудитория экомаркетов становится более размытой. Все большее число людей готовы платить за полезные, качественные продукты.
Как привлекать клиентов
Экопродукты – сложный товар. Продавать товары, стоимость которых на порядок выше обычной продукции, задача не из простых. Особенно в той сфере, где люди привыкли экономить.Так что реклама экомаркета – это серьезная работа с аудиторией. Вы должны донести, чем полезны экопродукты и почему потребителю стоит их покупать.
Для экомаркета эффективно будет использовать следующие методы продвижения:
- вывеска на входе в магазин, привлекающая внимание;
- распространение рекламных буклетов и листовок;
- объявления в лифте;
- указатели и баннеры;
- акции, системы скидок, бонусные карты лояльность;
- брендирование экопакетов для покупок;
- проведение презентаций;
- выгодное расположение;
- участие в ярмарках, фуд-выставках и других тематических мероприятиях;
- объявления на радио, проведение розыгрыша корзины продуктов.
Обратите внимание, что продвижение магазина следует начинать еще до открытия. Это поможет привлечь внимание посетителей и заинтересовать их. Анонсируйте день открытия магазина, приурочьте к этому мероприятию скидки, выдачу бонусных карт или дегустацию. Можно пригласить на открытие специалистов по правильному питанию, которые проведут лекцию или мастер-класс. Событийный маркетинг обойдется недешево, но зато принесет хороший результат. Чтобы продвижение было эффективным, используйте различные инструменты.
Персонал
Принцип работы экомаркета практически ничем не отличается от обычного продуктового магазина. Для обслуживания нужны продавцы-кассиры, грузчики, администратор, бухгалтер, уборщица.
Бухгалтерию и уборку можно отдать на аутсорсинг, а функции управляющего выполнять самостоятельно. Ваши задачи: руководить закупками, вести переговоры с поставщиками и другими партнерами, набирать и контролировать персонал, отвечать за организацию рекламы.
Минимальный штат для экомаркета: 2 продавца, работающих посменно, разнорабочий (может совмещать функции грузчика и мерчендайзера), администратор. А также сотрудники на аутсорсинге: бухгалтер, уборщица и, при необходимости, охранник. Обратите внимание, что персонал, который работает с продуктами, обязан проходить медосмотр и иметь медицинскую книжку.
Расходы при открытии магазина
На начальном этапе вам необходимо проработать финансовый план проекта, рассчитав первоначальные и ежемесячные расходы.
Сумма стартовых вложений может меняться в зависимости от формата магазина. Чем больше торговая площадь и ассортимент, чем больше сотрудников планируете нанять, тем больше средств придется вложить. Чтобы открыть экомаркет с торговой площадью 50-70 кв.м., потребуется около 600 тыс. рублей. Основная сумма уйдет на оборудование и первоначальную закупку товаров.
Затраты экомагазина
Как сэкономить
При открытии бизнеса можно сэкономить расходы следующими путями:
- аренда помещения, где не придется проводить капитальный ремонт и платить за оформление документов на право собственности;
- покупка бывшего в употреблении оборудования для торгового зала, сохранившего целостность и привлекательный внешний вид;
- совмещение должностей персоналом, при физической возможности или наем специализированных агентств: клининговых, охранных, бухгалтерских, курьерских, транспортных; выбор в пользу онлайн-магазина.
А вот на чем экономить нельзя, так это на качестве товара. Не стоит «разбавлять» не подходящей по тематике магазина продукцией, пренебрегать чистотой помещения и уровнем обслуживания.
Прибыль и рентабельность
Как показывает практика, рентабельность экомаркетов составляет 30-40%. Средний чек в таком магазине составляет 1000 тыс. рублей. Наценка на товар достаточно высокая.
Магазину потребуется время, чтобы завоевать своего потребителя и обеспечить регулярный объем продаж. В среднем, на «раскачку» бизнеса потребуется 2 месяца. Из-за этого увеличивается срок окупаемости.
Ключевыми факторами рентабельности экомаркета являются:
- выгодное расположение магазина;
- грамотная ценовая политика;
- широкий ассортимент;
- всегда свежий и качественный продукт;
- эффективная реклама;
- качественный сервис.
Контролируйте эти факторы – и добьетесь успеха в бизнесе.
На чем еще можно заработать
Формат экомаркета предоставляет разные способы дополнительного заработка.
- Интернет-магазин экотоваров. Вы можете открыть интернет-магазин и доставлять экопродукты на дом. Такая услуга сейчас очень востребована. Сложность реализации заключается в том, что для это нужно создавать и поддерживать сайт с интернет-магазином. Создание самого сайта и его администрирование обойдется в немалую сумму. Плюс к этому нужно решить вопрос с доставкой – приобрести автомобиль или, что проще, заключить договор с курьерской службой. А также потребуется сотрудник, который будет работать с интернет-заказами. Как видите, услуга интернет-заказов требует немалых вложений. Поэтому прежде чем реализовывать идею, рассчитайте примерный доход от интернет-магазина.
- Посредничество между фермерами и другими магазинами. Эта идея будет удачной, если вы наладите стабильное сотрудничество с фермерами и сможете получать от них большой объем продукции. Вы можете перепродавать фермерскую продукцию точкам общепита и другим магазинам.
- Субаренда. Вы можете заработать на поддержании темы экологичности. Например, на территории своего магазина можно установить автомат по приему батареек. Ваш заработок – это оплата аренды от владельца автомата.
- Реклама в магазине. Дополнительный заработок можно получить, размещая в своем магазине рекламу.
Возможностей в этой нише много. Реализуйте проверенные идеи, придумывайте новое, совершенствуйте сервис, ищите варианты эффективно использовать каждый квадратный метр магазина.
Подводные камни бизнеса
Как бы хорошо вы ни подготовились, любой бизнес подвержен рискам. Рассмотрим основные риски, которые могут возникнуть в этой нише:
- Сложно найти надежного поставщика, отвечающего всем требованиям. Он должен предоставлять качественную продукцию, осуществлять поставки регулярно, быстро и в нужном объеме;
- Демпинг цен со стороны гипермаркетов и появляющихся на рынке сетевых экомаркетов, которые превосходят небольшие магазины. Бороться с ними за клиента достаточно трудно. Это требует затрат на рекламу, грамотной ценовой политики, формирование конкурентных преимуществ, дополнительных усилий на формирование ассортимента.
- Маленький срок годности экотоваров и неправильное планирование спроса могут привести к серьезным проблемам с закупками. Вы можете закупить много – и тогда часть непроданных товаров просто испортятся. А если закупите мало – то потеряете часть прибыли.
- Спрос на экопродукты тесно взаимосвязан с покупательской способностью населения. В случае, если доходы потребителей снизятся, многие откажутся от покупок в экомагазине, что негативно скажется на вашем бизнесе.
Лучший способ преодолеть эти трудности – проводить регулярную работу по оценке рисков и своевременно их устранять.
В заключении
Экобизнес – это перспективное направление, которое еще свободно для новых игроков. Спрос на экопродукты растет ежегодно. В таких условиях открытие экомаркета станет прибыльным делом. Успех в бизнесе зависит от качества продукции и сервиса. Активное продвижение и выгодное расположение – тоже важные факторы. Чем быстрее вы завоюете своего потребителя, тем быстрее сможете окупить первоначальные вложения.
Само ведение бизнеса имеет определенные сложности: поиск поставщиков, борьба за клиента, постоянный контроль качества продукции, тщательная работа с поставками. Ваши помощники: грамотно составленный бизнес-план, четкий алгоритм действий, и организация работы помогут решить поставленные задачи и создать прибыльный бизнес.
Благодарю за внимание. Всем безграничного количества денег!)