Найти тему
Venefica

Сказочная Тыва и золотой костыль в так и не построенную дорогу.

На сайте #сделаноунас об этом предпочитают не вспоминать, хотя Роман Ковригин, полагаю, когда-то писал о "выдающемся проекте" и размещал на своем сайте победные реляции, "заставляя гордиться достижениями России". Но, как известно, если с поводами для гордости сложновато, то и заставить как-то не очень получается.

Да и я, откровенно признаюсь, не вспомнила бы об этой истории десятилетний давности, если бы не поездка Владимира Владимировича в тувинскую тайгу вместе с Шойгу. Вроде как в Тыве большая стройка планировалась, долгожданная железная дорога. А так как Интернет помнит всё, и я начала вспоминать интересные детали.

В декабре 2011 года Владимир Владимирович (тогда временно премьер-министр) был в Тыве и под шум победных реляций забивал (кто говорит серебряный, кто- золотой - тут свидетельства журналистов разнятся) символический костыль в основание железнодорожной ветки Кызыл - Курагино. 400 километров собирались построить. За четыре года. К угольному месторождению, где планировали добывать 2 миллиона тонн угля открытым (самым дешевым) способом.

А потом как-то эта история сама-собой затихла. Не было ни победных реляций о досрочном завершении великой стройки, ни о составах, побежавших в оба конца и несущих налоговые поступления в бюджет дотационного региона, ни рапортов о тысячах новых рабочих мест для страдающих от безработицы местных жителей. Тишина...

Иллюстрация из открытых источников размещена в исключительно оформительских целях
Иллюстрация из открытых источников размещена в исключительно оформительских целях

В 2020 году внезапно выяснилось, что проекты, по которым уже должна была быть построена дорога, они как бы и были, но их как бы и нет, потому что петербургский институт «Инженерная группа «Стройпроект» только должна приступить к новому проектированию. И закончить работу планируется в августе 2021 года.

Самое интересные в этой долгой истории два факта. Первый - основным выгодополучателем от строительства данной дороги будет не "республика Тыва", а небезызвестный владелец «Тувинской энергетическая промышленная корпорации» (ТЭПК) Руслан Байсаров, чей уголёк с месторождения и должны были повезти быстрые составы.

Но вот своих денег в этот проект рачительный олигарх вкладывать как-то не собирался, а бюджетных миллиардов на освоение в силу исторически возникших бюджетных трудностей и новых региональных приоритетов (над которыми успешно трудится г-н Ротенберг) ему не выделили. Поэтому, очевидно, решено было ждать милости от РЖД.

И второе. Нехватка строителей. Вахтовики, едущие строить дороги даже на холодных просторах Якутии, отчего-то не горят желанием работать в Тыве. Настолько не горят, что в 2019 году министр обороны С. Шойгу предлагал задействовать на строительстве этого объекта российские железнодорожные войска. Не буду строить догадок о причинах "немобильности вахтовиков", но напомню, что уровень преступности и уровень национализма в Тыве весьма высок, и это тоже влияет на желание "ехать и строить".

А пока.. Пока после торжественного "забития костыля" и громких репортажей пришла сравнительно свежая новость о том, что строительство данной железной дороги снова откладывается и как минимум - на три года. Построен целый один километр. Но об этом наши любители гордиться непостроенным будут скромненько молчать, ведь в их реальности раз есть костыль, то и дорога имеется.

НепоДзензурное традиционно тут:

https://vk.com/public199851025

или тут

https://old-venefica.livejournal.com/

Сарказм в уксусе, йад с перцем, окололитературные изыскания и прочие деликатесы, взращенные на отечественных реалиях.