Дэн Эйкройд (Элвуд) давно увлекался блюзом. Он пел и играл на губной гармонике. Трудно по внешнему виду понять, по-настоящему человек играет на гармошке или притворяется. Эйкройд играет сам. Настолько мастито звучат некоторые его пассажи. С его «комическим» лицом это как будто не складывается: «несерьёзная» изюминка в его глазах, по случаю скрытых непроницаемыми очками. Глаза шаловливого пацана, диссонирующие с чёрно-белым костюмом.
Глаза Джона Белуши (Джейк) что глаза бешеного кролика на амфетаминах (сам Белуши предпочитал стимуляторы потяжелее). Этот взгляд просвечивает даже через очки. Несмотря на комплекцию, Белуши был спортивным и подвижным парнем, в колледже возглавлял футбольную команду. Что-то есть в нём источающее энергию и движуху, заразительность, которая передалась фильму (однако прыжки через голову в фильме выполнял дублёр Джонатан Ярбро).
Любовью к ритм-энд-блюзу его заразил Эйкройд. Могу порадоваться, что Белуши в ответ не заразил Эйкройда любовью к кокаину. Так появилась сценка из «Saturday Night Live», а к 1978 году группа давала сольные концерты и работу уволенным в запас музыкантам.
Эйкройду, Белуши и Лэндису, режиссёру, было по 30 лет на время съёмок. Разве выглядят на 30? Костюмы сделали их мужиками неопределённого возраста, даже немного обезличили, превратив в продолжение блюза. Примечательно, и это заслуга сценариста — Эйкройда, что фильм не привязан к истории реальной группы. Вы можете не подозревать ни о каком вечернем субботнем шоу и реально существовавшей группе. Фильм живёт без предысторий.
Но чей замысел познакомил Кэрри Фишер с Джоном Белуши, который в свою очередь познакомил её с Дэном Эйкройдом? Фишер вспоминала, как однажды во время съёмок поперхнулась, а Эйкройд её спас. А после позвал замуж. Она подумала «а вдруг снова поперхнусь?» и согласилась. До свадьбы дело так и не дошло.
Главный герой = Братья
Братья по фамилии Блюз, до встречи которых действие остановлено. Даже музыка не звучит. Только кашель пробуждающегося индустриального Чикаго. История начнётся, только когда они будут вместе. Они вдвоём — единый герой. Кинематограф рассказывает истории в картинках. А что делает герой? Приносит свою жизнь в жертву во имя общего блага.
Так и наш герой — братья — узнают, что их дом, выселяют их сиротский приют вместе с ненавистной монахиней-воспитательницей и обожаемым наставником, живущим в подвале приюта (забавные обстоятельства, он со своим блюзом как будто ближе к дьяволу). Нужно оплатить долги за помещение. Нужно добыть денег. Они получают «задание от Господа» и от него же подсказку о том, как быстро собрать нужную сумму.
Это фильм-скорость. Даже ускорение. Начинается тишиной промзоны, заканчивается вооружённой погоней. В промежутке разгоняясь и разгоняясь, как будто закручивая воронку из событий, насмерть затягивающую зрителя. Это комедия. Но не клоунада. Братья Блюз весёлые парни, но когда доходит до дела, шутки откладывают в сторону. Герои спасают приют, как будто спасают мир. Идут напролом любой ценой. И у них это получается. А как иначе с таким работодателем?
Вселенная блюза
Отсутствие времени выкручивает ручку «культовости» на максимум. Действие просто происходит. Ни десять лет назад, ни в далёкой-далёкой галактике. Оно как будто происходит за твоим окном. Только модели автомобилей говорят, что события разворачиваются в 1970х.
Одежда действующих лиц вне времени. Так одевались в 1930х, так одеваются в 2020х. Нельзя представить, что действие происходит в девятнадцатом веке, оно происходит где-то «в наши дни». Возможно, оно происходит в «эпоху блюза»? Герои и их мир родились с блюзом. В этом мире они и живут, всё на своих местах.
Так, в беседе со своим наставником герои упоминают Элмора Джеймса, в это время на фоне играет его «Shake your moneymaker». В сценах, где пластинки показаны крупным планом, на них можно увидеть логотипы лейблов, прославивших блюз — «Атлантик» и «Декка».
Мёртвая музыка
В 1980м блюзовая музыка не продавалась. Фильм стал своего рода протестом против воцарившегося диско. Даже рэй-бены устарели к концу 1970х. Сегодня это мне кажется невозможным, как устаревание пива. Классические очки могли лечь на полку рядом с пенсне. Но тут пара сваренных вкрутую парней, которые расстаются с очками только чтобы навесить лапши на уши подружкам.
Интересный выдался период в конце 1970х – начале 1980х. Срок наступления обещанного советской молодёжи коммунизма истекал. В блюзе и рокабилли происходило перерождение — спустя пару поколений после взлёта и падения этих жанров, к ним появился интерес у молодёжи.
Было это заслугой фильма? Или фильм стал последствием таких настроений? Скорее, второе. Потому как история со спасением церковного католического приюта родилась, когда Лэндис и Эйкройд увидели спрос на концерты группы «Blues Brothers» — музыкально-юмористического представления, охватившего все подвиды ритм-энд-блюза. У них нет похожих друг на друга песен, это что ни на есть «review» («музыкальное обозрение») как его называют в фильме.
Ссылка на саундтрек в источнике:
https://rockthistown.ru/blues-brothers-1980/
Первое впечатление и Блюзовый аффект
За что я люблю профессиональных критиков, так это за их первые отзывы о новинках. Они напоминают мне отзывы моей бабушки, её коронная оценка: «Одно вредительство». Действительно, фильм безжалостен к материальным запасам: 103 автомобиля вдребезги. Для одной сцены машину сбросили с высоты в два километра. Вредительство!
Стеклянные витрины торгового центра, настоящего, подготовленного специально для съёмок, — вдребезги. Это было основанием для негативной критики. Вероятно потому, что придраться было сложно, но очень хотелось. Критики подчёркивали неопытность молодого режиссёра, его желание сделать «быстрее, масштабнее, разрушительнее». Масштаб разрушений нарастает снежным комом по ходу пьесы, но это только усиливает комизм.
Не нравилось критикам, как поставлены камеры: то ракурс снизу, то сверху, то ни пойми откуда. Не делают так настоящие профессионалы! Лэндис сделал, и сработало! Я не встречал разгрома работы сценариста, при том что это была первая работа Дэна Эйкройда. Сцены рассказывают истории персонажей без слов, высший класс. Например, обратите внимание на сюжетную линию загадочной женщины. Если присмотреться к деталям в кадрах, скажем, фотокарточкам на столе, уже к середине фильма понятно, что (или кто?) ей движет.
На производство потратили 27 миллионов долларов. Фильм собрал в прокате США 57 миллионов. Хороший результат сам по себе и даже в сравнении со «сверстниками». Если не обращать внимание на пятые «Звёздные войны» с его полумиллиардной кассой.
В мельбурнском кинотеатре «Валгалла» в 80–90е по пятницам крутили «Братьев Блюз». Параллельно на сцене 30 актёров воспроизводили сцены из фильма. За этим наблюдали 400 зрителей, одетых в костюмы персонажей фильма. Подражательство? Или стремление быть в лучшем, пускай и сказочном, мире? Придумать такой мир дело не одного таланта. Нужен подходящий момент. И ещё точка опоры. Тогда можно перевернуть музыкальную Землю.
Фильм Братья Блюз дарит мне веру в свои силы. Никчёмный, на первый взгляд, подарок, позволяющий сдвигать горы. Уверен, что и для вас у него заготовлен сюрприз.
P.S. Если вы после просмотра данного кино задумаетесь, не стоит ли в довесок посмотреть Братья Блюз 2000, то ответ будет нет. Не стоит.
Дружище, пиши камменты, ставь лайки и подписывайся на канал! Рок-н-ролльный журнал от фанатов кастом-культуры, правильного кинематографа и корневой музыки!
Читайте еще:
Он заключил сделку с дьяволом, чтобы играть блюз
Как девушке-сонграйтеру выжить в тюрьме
Кто играл на гитаре и пел за Марти МакФлая?