ОТ РЕНЕСАНСА К КАПИТАЛИЗМУ; ОТ ИСЛАМА К УНИКАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ
Часть 1: Кризис слепой веры – Ренессанс – Происхождение Капитализма – Кризис Капитализма
Я заметил, что большая часть современной литературы на тему исламской экономики заключается в описании исламских финансовых инструментов и исламских финансовых учреждений. Поэтому складывается ложное ощущение что эти две модели отличаются всего лишь наличием разных финансово экономических инструментов и рядом запретов и ограничений.
Конечно же это от незнания сути фундаментально-концептуальных различий, а также ценностно моральных мотивов этих моделей, лежащих в основе существенных прикладных расхождений. Но обо все по порядку...
После падения социалистических режимов в конце прошлого столетия, капитализм, который зародился в Европе несколько веков назад стал господствующей мировой идеологией. Однако после кризиса 2008 года, многие стали ставить его жизнестойкость под сомнение. А все начиналось так романтично с отца основателя европейской экономической философии и знаменитой концепция laissez-faire Адама Смита.
Согласно Адаму Смиту, спрос-предложение порождаемые естественной корыстью и эгоизмом способны решить практически все экономические проблемы (смысл: - человек по природе эгоистичен, а значит совершает действия исходя из и во благо собственным интересам). Таким образом когда все общество, сформированное из таких корыстных потребителей совершают корыстные действия, экономика от этого только выигрывает.
Тезис 1: Каждый из нас (а) совершенно рационален, (б) изначально добродетелен и (в) совершает любое действие (покупка, продажа, производство итд) исходя только из своих собственных интересов. Поэтому только свободный спрос и предложение, а не государственное регулирование должны определять, что производить, сколько и для кого.
А все начиналось очень давно и очень далеко в темной еще тогда Европе, в которой только зарождались зачатки «Великого просвещения – ренессанса». Экономическим костяком Проекта просвещения стал капитализм. Поэтому нам надо начать с понимания того, что же это за проект «Ренессанс/Просвещение». Его целью, если очень коротко стало вывести темную Европу из пут и оков Церкви. Иммануэл Кант описывает Ренессанс просто как способность использовать свой интеллект (всего лишь...).
Мыслители той эпохи считали, что человек в принципе хорош и совершенно рационален, и поэтому он не нуждается в диктате церкви и ее догматике, которые ограничивают свободу его мыслей и действий (именно отвергнув христианство за его пороки и ханжество в глазах мыслителей той эпохи европейская интеллигенция разочаровалась во всех религиях и верах). А в эпоху просвещенного рационализма и интеллекта, мифам (догматам религии) не нашлось места под солнцем. Поэтому проект «великого европейского просвещения» можно смело назвать поиском истины «без и вне Бога». Его основная идея в том, что нет никаких материальных доказательств существования Бога (он не наблюдаем и не доказуем, а значит его нет...). А раз так, то познать истину может только человеческий разум и рассудок.
А раз нет Бога, значит нет божественной моральности. Т.е. нет четких и объективных понятий правильно – неправильно, морально-аморально. Поэтому, главным принципом становится максимальное удовтетворение своих телесно чувственных потребностей, желаний и страстей, покорение природы и возвеличивание эго. Простыми словами, вечный рай — это миф и блеф. Зато мы просто обязаны создать такой рай на земле. Ну а сделать это нам поможет капитализм!
Так, например, на западе появилось понятие «life is fun», философия капитализма которая возвеличивает страсти и желания и превращает деньги в универсальную ценность, основу и смысл существования, и панацею всех проблем.
Тезис 2: Человек рационален/разумен - Церковь ограничивает его разум – постичь и познать мир можно только посредством разума – Бог противоречит разуму – Бога нет – Нет вечной морали – Новая цель в удовлетворении своих страстей и желаний – капитализм как средство исполнения желаний
Соответственно идеология капитализма, вдохновленная мыслителями Ренессанса и постулированная Адамом Смитом провозгласила, что человеческая корысть и магическая сила рыночных механизмов (полностью свободный рынок) способны создать рай на земле.
В это же время Джереми Бенсам выдвигает философию удовольствия, в соответствии с которой в течении всей нашей жизни нами движет либо удовольствие, либо боль. Бенсам постулирует, что любое наше действие направлено на максимизацию удовольствия и избегание боли.
Таким образом «телесное и эмоционально-чувственное удовольствие и наслаждение» становится абсолютной целью мирской жизни, а роль рынка/капитализма заключается в создании механизмов для максимальной реализации формулы жизни - "ЖЕЛАНИЕ - УДОВОЛЬСТВИЕ - УДОВЛЕТВОРЕНИЕ". Деньги (капитал) провозглашаются основным смыслом жизни и универсальной ценностью. Деньги и рынок становятся новым божеством, которое должно и способно открыть любые двери и удовлетворить любые желания, как только на них возникает спрос.