Если бы такое сегодня сняли русские про Америку, их бы заплевали ядовитыми слюнями...
Восторженные отзывы российских зрителей о новейшем американском сериале «Ход королевы» непременно сопровождаются заверениями в том, что русские на удивление показаны неплохо, без обычного высокомерия и презрения, а даже с уважением и симпатией. Одна знакомая барышня на мой вопрос – неужели там нет кровавой гебниТМ? - ответила: там скорее есть кровавая ФБРня, сопровождавшая главную героиню в ее поездке в Москву и одержимая паранойей.
Что ж, уже необычно. Надо в качестве преамбулы сказать, что с десяток сериалов, просмотренных как раз в последнее время, юзают тему ужасных русских по полной программе. Практически везде присутствуют звероподобные чекисты, шпионы, агенты, лишенные базовых человеческих достоинств. Все, включая, например, норвежцев вносят вклад в демонизацию россиян с дикими фамилиями, сложенными из кириллических букв в случайном порядке. В сериалах снимаются российские актеры, и когнитивный диссонанс им совершенно не жмет.
И вот в этом случае обещано было что-то прекрасное, отчего же не посмотреть?
Что ж, сериал весьма хорош. Главная героиня по имени Элизабет Хармон выписана выпукло и ярко, актриса убедительно исполняет ее аутизм и гениальность, алкоголизм и одаренность, тяжелый жизненный путь, победы и поражения.
Об успешной многосерийке уже написано несколько десятков профессиональных рецензий и тысячи любительских откликов. Я же скромно остановлюсь на последнем кульминационном эпизоде, когда героиня, одержимая мечтой побывать в СССР, где живут непобедимые гроссмейстеры, прилетает, чтобы таки победить главного из них, действующего чемпиона мира Боргова. Для этого она даже учила русский язык – впрочем, кажется, взяла не более одного урока.
Элизабет летит в Москву самолетом Аэрофлота в сопровождении агента ФБР, дающего ей директивы вроде тех, что обычно вкладываются в уста сотрудников КейДжиБи. Ни с кем не разговаривать, дверь в номер не открывать, телефонные звонки игнорировать и всюду вворачивать лозунги об американском превосходстве.
В самолете стюардесса с каменным лицом разносит напитки. Та самая, «стюардесса как принцесса, похожая на весь гражданский флот», наряжена в исключительного уродства форму, а на голову ей нахлобучили что-то среднее между буденовкой и ушанкой. Не думаю, что для художника по костюмам составляло какую-то проблему найти аутентичное изображение советских стюардесс, но положение обязывает.
Все сотрудники заведения, в котором проходит чемпионат, одеты в черные бесформенные костюмы – как правило, на пару размеров больше чем нужно.
Презентатор игры на демонстрационных досках зачем-то напялил на себя нелепый шлем. Все сидящие в зале зрители похожи на застывшие манекены, их маскообразные лица лишены даже минимальных признаков эмоционального реагирования на драматические события. Они тоже одеты в мешковатые черные костюмы из негнущейся ткани. Все московские сцены снимались в Берлине, и можно только посочувствовать немецкому пошивочному цеху, сотрудникам которого пришлось настрочить столько откровенно уродливой одежды.
Главная же героиня меняет один шикарный наряд за другим, и ее изящество особенно колет глаза на описанном фоне.
На пороге здания американскую шахматистку всякий раз встречает толпа ликующих граждан, одетых с тем же вызывающим уродством. Ватники, гробообразные темные пальто, нелепые меховые шапки, истеричная демонстрация восторга – как если бы африканские туземцы встречали прилетевших небожителей в белых одеждах. Вряд ли им важны шахматы, они просто пришли поклониться прекрасной американской фее. Это подано совершенно прозрачно, в лоб, без затей.
8Элизабет с ними, несмотря на весь свой предыдущий аутизм, неизменно приветлива, раздает автографы и улыбки, а также выгодно отличается элегантностью светлых нарядов «от кутюр».
Далее героиня выходит в город и видит десятки столов с шахматными досками, за которыми сидят шахматисты-любители. Это ясно намекает чемпионке и зрителям на причины непобедимости советских гроссмейстеров, ведь в шахматы массово играют советские люди от мала до велика. Дьявол же традиционно таится в деталях. За столами сидят почти исключительно старики – одетые, как бомжи, в какие-то нафталиновые обноски, жалкие бурые отрепья. Лица как будто покрыты пылью, застрявшей в глубоких морщинах. Героиня же олицетворяет торжество красоты и света, вся в белом, снисходительна и дружелюбна.
…Москва за окном гостиницы неряшливо слеплена из картона. Финальный проход мисс Хармон, только что победившей советского чемпиона мира Боргова, снят на Франкфуртер аллее, главной улице восточного Берлина. Слегка заблюрена знаменитая телебашня на Александерплац, остальное нагло лезет в глаза. При вполне солидном бюджете сериала могли бы и лучше расстараться, но почему-то решили обойтись таким.
Никаких заморачиваний с тонкими намеками, никакой ювелирки. Все в лоб, грубо и зримо, я бы сказала, нагло и вызывающе. Так, чтобы было понятно даже абсолютно неискушенному зрителю.
Отдельно стоит отметить и откровенную ложь, когда Нону Гаприндашвили, легендарную советскую шахматистку, представляют как хоть и великую спортсменку, но все же никогда не игравшую с мужчинами. В то, что авторам непосильно было выучить матчасть, верится с трудом. Ну как с трудом? Не верится ни разу.
Однако наш зритель великодушен и благодарен. Раз ему совсем уж откровенно не наплевали в глаза, изобразив русских звероподобными ящерами, то уже и спасибо, уже и отлично.
С другой стороны, а что мы видим о себе в российских сериалах? Примерно то же самое, посмотрите любой, не ошибетесь.
Тогда что же раздражаться на картонную Москву и армию бомжацкого вида стариков вкупе с чернопиджачными роботами, олицетворяющими русских в американском кино?
А вы смотрели? Что думаете на этот счет?