Разрабатывая план операции «Барбаросса» немецкое военное командование слабо представляло вооружение танковых войск СССР. Но увиденное воочию, искусство советских танкостроителей, заставило многих немецких офицеров зауважать советские танки.
№3 Непобедимый Т-34
На первых порах войны встреча немецких танков с Т-34 как правило, заканчивалась фатально для немецких — длинноствольное 76-мм орудие пробивало Pz. III - самый массовый немецкий танк того периода, в то время как немецкие снаряды пробивали советский танк только с кормы, или разбивая гусеницы. Об этом писал Гудериан, который отлично разбирался в танковых войсках:
«Новая тактика русских танков неожиданна — они ведут хаотичный маневренный бой. Наши средства борьбы с танками не могут нанести им существенный урон, на всё воля случая. К примеру, немецкий Pz. Kpfw IV вооружённый 75-мм орудием пробивал броню русских Т-34 только с кормы, попав в мотор сквозь сравнительно тонкий бронелист. Но не каждому улыбалась удача зайти в тыл русским»
Другой, не менее известный участник войны, танковый ас Отто Кариус тоже был восхищён русским танком:
«Появление Т-34 на поле боя было как гром среди ясного неба! Мы действительно не понимали, как наше командование могло не знать об этом танке? Отличные формы, толщина брони, мощность орудия банально приводило нас в ужас, заставляя искать способы выйти из боя с честью, и так было на протяжении почти всей войны. Что мы могли противопоставить этому танку? Самым мощным на тот момент противотанковым орудием в немецких машинах была KwK 36, 37-мм пушка. Полагаясь только на удачу, артиллеристы били под башню, стараясь заклинить механизм вращения — это было единственное слабое место в лобовой броне русских. При великой удаче удавалось вывести таким образом танк из боя. И только немецкая зенитка Flack 88 справлялась с этой бронёй, поэтому танкистам часто приходилось заманивать русских под огонь этих пушек.»
Не отставал от них и Блюментритт:
«В сражении под Вязьмой, на нас набросилась самая неприятная неожиданность – русские Т-34. Их было немного, основную часть танков тогда составляли устаревшие русские машины. Но даже то немногое количество нанесло нашим войскам существенный урон – например, в районе Вереи, группа Т-34 легко прошла сквозь расположение седьмой пехотной дивизии, и после этого буквально проехались по позициям артиллерии, уничтожив батареи. Тогда наши противотанковые пушки ничего не могли поделать с этими русскими»
Действительно, в те годы основная мощная пушка на немецких танках была калибром 75 мм, и её не хватало для поражения таких танков как КВ, Т-34… Они рассчитывались на поражение лёгкой бронетехники, с которой сталкивались немецкие танкисты в ходе Второй Мировой Войны. Почему столько лестных высказываний было о «тридцатьчетвёрке»?
Всё просто, это был самый массовый танк Советского Союза, что вкупе с хорошей бронёй, неплохими ходовыми качествами и мощным на тот момент орудием мог бы, при наличии должного количества, перевернуть ситуацию 22.06.1941 года в обратную сторону.
№2 Русский Колосс
Уважали немецкие офицеры, а конкретно генерал Франц Гальдер, и советские тяжёлые танки КВ:
«Русские создали поистине колоссальный танк – лобовая броня оценена мною в 380 мм, бортовая в 80-90 мм… Немецкая зенитная пушка способна поразить его только в борт, и то при большой удаче, то же самое происходило и при стрельбе по ним из 105-мм орудия. Единственное слабое место в лобовой броне русских колоссов – под башней, но попасть в эту точку могут только опытные и удачливые артиллеристы.»
Очевидно, что у немцев на самом деле не было полных сведений о советских танках, объясняется предположениями Гальдера о толщине брони. Никто из офицеров Вермахта, оставивших после себя дневники или мемуары, не писал о случаях поражения средних и тяжёлых танков СССР с помощью распространённых тогда 37 и 50-мм противотанковых орудий, признанных самими офицерами неспособными на полноценную борьбу с новыми танками.
Хотя как мне кажется, что были и члены генералитета, которые как минимум догадывались о потенциале советских танков. К примеру Гудериан, бывал в Советском Союзе, и видел своими глазами объемы советской промышленности. Однако, учитывая общую атмосферу генерального штаба, и постоянное потакание Гитлеру, сказать ему об этом всерьез никто не решался.
В журнале 1 танковой дивизии Вермахта сохранилась такая запись, сделанная в начале войны:
«Немецкие танкисты открыли огонь примерно метров с семисот, но это не возымело никакого воздействия. Командующим отдан приказ на сближение, наши танки двинулись на противника. Очень скоро расстояние между боевыми порядками уменьшилось до семидесяти метров, стороны развили ужасающий артиллерийский огонь. Немецкие танки не могли одержать победу – наши снаряды попросту рикошетировали от русской брони. В какой-то момент командованию даже показалось, что русские вот-вот прорвут боевые порядки наших войск и прорвутся в тыл… Но нам удалось отогнать их в самый последний момент. Особого урона у русских не обнаружилось, наши войска подбили всего три или четыре машины противника».
Дело в том, что у немцев самым тяжёлым танком того периода был Pz. IV. Тяжёлые танки находились ещё только в проектах или мечтах, по причине того, что все войны Третьего Рейха происходили в формате блицкрига – молниеносной войны.
Немецкие конструкторы давали слабый упор на броню и боевые качества (тем не менее, немецкие пушки были довольно неплохими), а на скорость и маневренность танков. Глядя на всю ситуацию, Гудериан забрасывал Ставку требованиями и рекомендациями по разработке новых танков, способных на равных бороться с русскими.
И вот, в конце 1942 – начале 1943 года на Восточном фронте дебютируют танки «Тигр». Зенитное 88-мм орудие решили использовать для полноценного противостояния русским машинам. На первых порах это удавалось, пока советские конструкторы не ответили новым танком – ИС-2. Он не имел широко распространён, но успел «повоевать» на заключительном этапе войны.
№1 Танк, несокрушимый, как Вождь
ИС-2 являлся единственным советским танком, разработанным "с нуля" в годы войны. Обладая одним из самых мощных танковых орудий СССР, стал поистине кошмаром для немецких «кошек» - Пантер и Тигров. Примечателен случай, когда ИС-2 ещё на стадии заводских испытаний привезли на танковый полигон для проведения испытательных стрельб против «Пантеры». Первым же попаданием в лобовую броню, снаряд пробил бронелист, пролетел через весь танк и попаданием изнутри в кормовую броню, выдрал лист целиком, отбросив его на несколько метров. При попадании в башню Пантеры, тупоконечный снаряд выбил её с посадочного места, сместив на полметра в сторону.
На фронт ИС-2 попал в конце 1944 года, где показывал уверенные «результаты» в битвах против немецких средних и тяжёлых танков. По воспоминаниям немецких солдат, пробить броню ИС-2 представлялось крайне сложным делом, из-за рациональных углов наклона брони. Да и выступать в открытый бой с новой машиной рисковали немногие. Выручало лишь то, что на тот момент на фронте ИС-2 было мало, но тем не менее, личной директивой Гитлера предписывалось не ввязываться с этим танком в бой один на один, или при заведомо проигрышном положении.
🔵 Первый бой немецких танков «Тигр» против британцев- чем он закончился?
По итогу, победа в противостоянии танков была тоже на стороне СССР. Да, советские машины отставали от немцев в плане технологичности и прорывных технологий, но значительно опережали их по надежности и практичности. А в условиях затяжной войны это было гораздо важнее.
🔵 Массовый выпуск бракованных танков Т-34, который привёл к скандалу в руководстве СССР в разгар войны
Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки,✅ подписывайтесь на мой канал в 👉 Дзен и 👉 Телеграм пишите, что думаете - это мне очень поможет!
Если Вы заметили ошибки, напишите мне в личные сообщения!
Вопрос к читателям: