Провинившимся деревенским детям, бывало, влетало от матерей: им устраивалась трёпка, где-то называемая говорящим словом «возево». А в нашем Суздальском районе, к примеру, за изорванное от лазанья по деревьям пальтишко устраивали проказнику бучу. Самое забавное, что «буча» и «бучение» – эти термины имеют прямое отношение к стирке белья в старину.
Большинство крестьян регулярно мылись в бане и ухаживали за бельём. Даже и самые бедные: чтобы быть чистым, необязательно быть богатым. Раз или два в неделю хозяюшки стирали бельё всей многочисленной семьи.
Главным моющим средством был щёлок, а самым лучшим щёлоком считался приготовленный из осиновой белой золы. Для этого русскую печку надо было иногда протапливать осиновыми поленцами. Двойная польза: и дымоход прочистит высокое пламя, которым славится эта древесина, и щелок будет знатный. Просеянную золу запаривали в специально отведённой для этого посудине (кадочке, горшке или чугунке), кипятили и отстаивали. Получался мыльный раствор для бани и для стирки белья. Часто бельё предварительно замачивали в холодной воде.
А вот процесс бучения происходил на улице в корыте, глубоком и длинном. Часто прямо на речке. Разводили костёр-«груду», в котором нагревали камни. В специальную корзину (бучок) из сосновой щепы на тряпку-«пепелиху» складывали белье, потом ещё тряпку, на которую обильно насыпали золу (примерно ведро) и нагревали горячими камнями практически до кипения. Саму корзину-бучок при этом помещали в корыто или в кадку; горячие камни клали на тряпку с золой и вокруг бучка с бельём. Для бучения в корыте мастера плели специальные неглубокие продолговатые бучки.
Иногда камни нагревали повторно или заменяли на другие, горячие, по нескольку раз, вытаскивая из костра специальными клещами. Затем белье полоскали в мягкой речной воде, выколачивая при этом вальком.
Белье получалось кипельно белым и ароматным без всякого кондиционера.
А когда влюблялись, то приговаривали: «Кто кому милёнок, без бучения белёнок»!.. Так что не зря, не зря процесс воспитания сорванцов именовался бучей: глядишь, получит трёпку – и очистится помыслами… до следующего раза.
Интересно, что на реке или озере часто для хозяюшек устанавливали общественные ступы (невысокие округлые чаши на дощатом основании) для толчения с золой пестом домотканого белья и холста. Вот на таких ступах, наверное, баба Яга и передвигалась по ночам, потому что те, которые для зерна, на роль летательного аппарата маловаты.
Старший научный сотрудник историко-этнографического отдела ГВСМЗ Н.В. Максимова
Ждём вас в наших экспозициях – и, конечно же, в Музее деревянного зодчества , где вы сможете погрузиться в атмосферу прошлого и увидеть такие простые и одновременно удивительные вещи.
Понравилась статья? Ставьте лайки, делайте репосты, подписывайтесь на канал Владимиро-Суздальского музея-заповедника . Ждём ваших комментариев!