Найти тему
VIKENT.RU

Сильный поэтический эксперимент..

Зная, что сегодня 01 апреля 2021 года, публикуем для Вас редкий поэтический эксперимент, далее – цитата:

«Одним из наиболее цитируемых стихотворений книги — написанным позже других — стало «Когда я устаю от пустозвонства», принципиальное выражение собственной литературной позиции начала тридцатых. Это стихи, по пастернаковским меркам, неважные.

Источники фото Мандельштама и Пастернака
Источники фото Мандельштама и Пастернака

Мы позволим себе небольшое литературное хулиганство:

Когда я устаю от пустозвонства
Во все века вертевшихся льстецов,
Мне хочется, как сон при свете солнца,
Припомнить жизнь и ей взглянуть в лицо.

Я не хочу средь юношей тепличных
Разменивать последний грош души,
Но, как в колхоз идёт единоличник,
- Я в мир иду, и люди хороши.

И вот года строительного плана,
И вновь зима, и вот четвёртый год.
Две женщины, как отблеск ламп Светлана,
Горят и светят средь его тягот.

И ты, Москва, сестра моя, легка,
Когда встречаешь в самолёте брата
До первого трамвайного звонка:
Нежнее моря, путаней салата
Из дерева, стекла и молока.

Мы в будущем, твержу я им, как все, кто
Жил в эти дни.
А если из калек,
То всё равно: телегою проекта
Нас переехал новый человек.

Я должен жить, дыша и болшиевея,
Работать речь, не слушаясь, - сам-друг.
Я слышу в Арктике машин советских стук.
Я помню всё: немецких братьев шеи
И что лиловым гребнем Лорелеи
Садовник и палач наполнил свой досуг.

Когда ж от смерти не спасёт таблетка,
То тем свободней время поспешит
В ту даль, куда вторая пятилетка
Протягивает тезисы души.

И не ограблен я, и не надломлен,
Но только что всего переогромлен.
Как «Слово о полку», струна моя туга,
И в голосе моём после удушья
Звучит земля - последнее оружье –
Сухая влажность чернозёмных га!

Все нечётные строфы принадлежат Пастернаку («Когда я устаю...», 1932), а чётные - Мандельштаму (воронежские «Стансы», 1935).

Первое стихотворение написано поэтом, входящим в новую, всероссийскую славу и постепенно принимающим действительность, хотя и с оговорками; второе написано в ссылке.

То, что два текста, написанные разными людьми (во многом, как мы покажем, антиподами), да вдобавок в противофазе (Пастернак переживает канун своей недолгой симфонии с властью, Мандельштам — канун окончательного с ней разрыва), до такой степени совпадают и интонациях и приёмах, при всём различии мандельштамовской и пастернаковской манер, - властно приводит к единственному выводу: эти тексты, вызванные понятными обстоятельствами и безусловно искренние, для обоих глубоко неорганичны.

Так бывает: поэт искренен, а текст фальши и особенно грустна, конечно, у Пастернака мысль о том, что не следует отчаиваться по поводу своей искалеченности: пусть нас переехали - но ведь кто переехал! новый человек! телегой пятилетнего плана!».

Быков Д.Л., Борис Пастернак, М., «Молодая гвардия», 2007 г., с. 424-425.

+ Ваши дополнительные возможности

1) 48-я ONLINE-конференция «Стратегии творчества» пройдёт 02 мая 2021 года – регистрация Участников уже вовсю идёт: https://vikent.ru/konf/

2) Более 70-ти материалов портала VIKENT.RU по теме: «Комбинаторика» http://vikent.ru/enc-list/category/38/

3) ВИДЕО: Приличные Наставники