Творческий путь Фрэнка Заппы (Frank Zappa) удивителен, дискография обширна. Какими только жанровыми экспериментами он не занимался: это были и сатирические рок-песни, и джазовые импровизации, и продвинутый авангард. Чувство внутренней свободы и природное любопытство были движущей силой артиста.
Но, несмотря на эти два фактора, в интересы Заппы не входило так называемое «мейнстрим» телевидение - наверное, оно было для него скучновато. Правда, он мог легко внести элемент веселья в любую программу – так, ещё в 1963 году, до того, как стать знаменитым, он появился в развлекательной программе «Шоу Стива Аллена», показывая, как обычные предметы - например, велосипед - могут использоваться в качестве ударных инструментов.
Позже он снялся в эпизодической роли в телевизионном сериале, построенном вокруг группы The Monkees.
Был в его жизни и момент, когда он участвовал в эпизоде программы SNL («Субботним вечером в прямом эфире») 1976 года.
Однако по-настоящему шокирующим моментом для его поклонников стало участие Заппы в сериале “ Miami Vice ” («Полиция Майами»). Даже для Заппы, поведение которого подразумевало эксцентричность, такого «хода» никто не ожидал. Правда, в этом сериале уже появлялись такие рок-гости как Фил Коллинз ( Phil Collins ), Тед Ньюджент ( Ted Nugent ), Джин Симмонс ( Gene Simmons ) и Гленн Фрай ( Glenn Frey ). Так как же Фрэнк Заппа оказался в "Miami Vice"?
«Кастинг-директором MV являлась милая женщина по имени Бонни Тиммерманн ( Bonnie Timmermann )», - объяснял Заппа своё решение в интервью, которое он дал перед съёмкой. - «История гласит, что она проснулась утром и решила, что именно я должен быть этим злодеем в сериале. Она позвонила мне. Сначала я сказал «нет», потому что не хотел быть просто ещё одним рок-н-ролльным парнем, которого убивают в сериале “Miami Vice”. Я сказал, что если бы они согласились немного изменить сценарий, а, заодно, и характер моего персонажа, я бы, возможно, дал согласие. И они согласились это сделать».
Эпизод «Расплата» вышел в эфир 14 марта 1986 года. Посмотрите его – это уже история.
Заппа играет роль крупного наркодилера, торгующего кокаином - «пылью». В эпизоде его персонаж оказывается вовлеченным в криминальную разборку: участник его банды Марото исчезает со значительной суммой денег. В сцене на борту яхты происходит выяснение отношений. Яхта при этом находится в нейтральных водах.
«Когда-то у меня был надежный сотрудник, человек по имени Марото, который двигал для меня “пыль”», - рассказывает персонаж Заппы полицейским-партнерам «Сонни» Крокетту - его играет Дон Джонсон ( Don Johnson ), - и «Рико» Таббсу, роль которого исполняет Филип Майкл Томас ( Philip Michael Thomas ). Заппа выглядит соответственно - характерный «прикид» в стиле 80-х, замедленные движения, бандитская ухмылка из-под фирменных усов.
«После многих лет верной службы Марото исчез с тремя миллионами моих любимых долларов», - продолжает герой Заппы. – «Могу я предложить вам что-нибудь поесть? Немного вина? Я знаю, что у Марото были мои деньги. Он исчез на некоторое время, затем появился снова. Он был арестован, его, вроде как, отправили в тюрьму. Теперь мы подходим к главному сюрпризу. Вдруг Марото – на 100 процентов мой человек, - объявляет, что хочет встретиться с офицером полиции, который его арестовал. Они коротко разговаривают, а потом - угадайте, что? - Марото убивает себя! Вы знаете, что я думаю? Я думаю, что Марото рассказал этому полицейскому что-то насчет этих денег. Так что я везде ищу этого копа-слизняка. Его зовут Крокетт. И вот я кое-что узнал, и это ещё один сюрприз: оказывается, есть человек - его зовут Бернетт, - какой-то непонятный игрок, который, якобы, хочет “попасть в тему” по производству “пыли”. Я узнал, что Бернетт и Крокетт - один и тот же человек. Я хочу назад свои 3 миллиона долларов, Крокетт. Это моё!».
«Я в фильме настоящий мерзавец», - говорит Заппа о своём персонаже в том же интервью. - «Но я подумал, что смогу достоверно сыграть эту роль – ведь я же наблюдал в своё время за республиканцами! Так что смогу передать ощущение зла – вы же их знаете». Судя по этой реплике, американское политическое противостояние было ничуть не меньше 35 лет тому назад, чем сейчас.
Роль в «Полиции Майами» не повлияла на дальнейшую телевизионную карьеру Заппы – сниматься в сериалах он больше не стал. Да и не было у него на это времени: он продолжал выпускать альбомы. Это были эксперименты с новейшим сложным инструментом под названием Synclavier – пластинка “Jazz From Hell” (1986) была удостоена «Грэмми».
Был альбом с оркестровой музыкой “The Yellow Shark” (1993).
Заппа также организовал в 1988 году гастрольную поездку, которая стала его последним крупным рок-туром - за пять лет до смерти от рака предстательной железы.
Под своё участие в фильме “ Miami Vice ” Заппа подвёл целую теорию. Его соображения выглядели так: всё, чем бы он не занимался, является частью «концептуальной преемственности». И эта преемственность пронизывает всё его творчество. Так что популярный сериал “Miami Vice” тоже является частью этой концепции, а, значит, вселенной Фрэнка Заппы.
«Всё, даже это интервью, является частью того, что я делаю, назовем это моей развлекательной работой», - сказал он в том же самом интервью. - «Насколько я понимаю устройство мира, всё это часть одной непрерывности. Всё это - одно целое!».
Мы с вами говорили (см. материал от 1 ноября 2020 года) о документальном фильме, посвящённом творчеству Фрэнка Заппы. Очень рекомендую его посмотреть .