Холдинг Alphabet, владеющий корпорацией Google, внесет $25 млн в недавно созданный Европейский фонд СМИ для борьбы с фальшивыми новостями. Об этом в своем блоге сообщил глава отдела бизнеса и операций Google в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке Мэтт Бриттин.
Решение выделить средства было принято после того, как представители ЕС раскритиковали социальные сети за распространение фейков в пабликах и группах.
- Компания стала первой, кто внес вклад в развитие нового фонда. Бриттин призвал последовать примеру Google и другие крупные ИТ-организации.
- Цель вложения — предоставить пользователям интернета «нужную и точную информацию».
Детали
По словам Мэтта Бриттина, Google будет финансировать проекты Европейского фонда СМИ в течение 5 лет. Средства, в частности, пойдут на:
- укрепление навыков медиаграмотности среди молодежи и взрослого населения Европы;
- поддержку работы по проверке фактов в интернете;
- проведение исследований на тему борьбы с дезинформацией.
Google с 2015 года оказывает финансовую и техническую поддержку и другим организациям, борющимся с дезинформацией. В частности, компания разработала несколько программ по развитию интернет-грамотности. Вот некоторые из них.
- Проект Be Internet Legends — образовательная программа для детей от 7 до 12 лет, цель которой обучить младших школьников навыкам критического мышления. Включает в себя игры на темы «как распознать дезинформацию», «как поддерживать хорошую онлайн-репутацию» и прочее. Программа создана для родителей, детей и учителей начальных классов в школах.
- Проект Be Internet Citizens — программа, разработанная для обучения подростков медиаграмотности, критическому мышлению и созданию онлайн-контента. Ресурсы Be Internet Citizens включают в себя планы сессий, творческие упражнения для молодежи и дополнительные рекомендации.
- Программа информационной грамотности Newswise включает в себя бесплатные семинары для начальных школ и семей Великобритании, подготовку учителей к вебинарам по информационной грамотности, встречи с журналистами.
Также Google участвует в государственных программах по развитию медиаграмотности в Великобритании , Германии , Франции и других странах.
Что такое Европейский фонд СМИ
Европейский фонд средств массовой информации был создан в марте 2021 года. Его основали представители Фонда Калуста Гульбенкяна (один из самых богатых благотворительных фондов в мире, занимающийся продвижением искусства, науки и образования) и Европейский университетский институт (международный вуз стран Евросоюза во Флоренции).
Цель нового фонда — привлечь исследователей и некоммерческие организации для борьбы с фейковыми новостями.
Как государства оказывают давление на ИТ-компании из-за фейков в интернете
В последнее время многие стали обвинять социальные сети и ИТ-гигантов в том, что те не принимают активного участия в борьбе с фейками, — в частности, на фоне пандемии коронавируса и выборов в США в 2016 и 2020 году.
- Так, в декабре 2018 года две группы экспертов по заказу Сената СШАподготовили доклады, посвященные российскому вмешательству в американские выборы. Эксперты проанализировали тысячи постов в Twitter, Instagram и Facebook и пришли к выводу, что компании искажали и утаивали информацию о фейковых новостях.
- В феврале 2020 года еврокомиссар по вопросам внутреннего рынка Тьерри Бретон заявил , что Евросоюз может ввести ограничительные меры в отношении соцсетей, в частности, Facebook за то, что они не контролируют контент с фейковой информацией, а также с призывами, разжигающими ненависть.
- В январе 2021-го в ЕС раскритиковали блокировку аккаунта президента США Дональда Трампа в Twitter «без оправданного и демократичного контроля» и заявили, что ИТ-гиганты не должны регулировать онлайн-сети.
- 26 марта 2021 года Конгресс США провел онлайн-слушания с участием глав Facebook, Google и Twitter и обвинил их в распространении фейков во время штурма Капитолия.
Проекты ИТ-компаний и стран для борьбы с ложной информацией в Сети
Вместе с тем, в последние годы компании пытаются объединять свои усилия для защиты интернет-пространства от фейков. Государства создают свои программы для этих целей. Вот некоторые из таких примеров.
Проекты ИТ-корпораций
- В 2018 году YouTube выделил $25 млн на борьбу с видео, в которых есть фальшивая информация. Сумму распределили в виде грантов между медиаэкспертами. Для улучшения новостного контента привлекли медиагруппу из США Vox Media, бразильскую радиостанцию Jovem Pan и журнал India Today. На гранты, выданные медиакомпаниям, их сотрудников обучали новым технологиям работы с информацией.
- Летом 2018 года Facebook сообщил , что выделяет дополнительные инвестиции в размере $4,5 млн на поддержку некоммерческих новостных издателей и развитие их групп внутри Facebook, чтобы компенсировать распространение фейковых новостей.
- Весной 2020 года Facebook, Twitter, Microsoft и входящая в нее LinkedIn, Google и YouTube объединились в борьбе против фейков о COVID-19. В частности, Facebook начал удалять посты с теориями заговора о коронавирусе иобъявления о продаже медицинских масок, а также предоставил дополнительные бесплатные рекламные объявления ВОЗ. Cоцсетьсообщила , что будет удалять рекламу препаратов, которые якобы лечат от коронавируса.
Проекты государств
- В 2018 году власти Великобритании заявили о создании нового органа, который должен специализироваться на предотвращении дезинформации и фейковых новостей.
- Правительство Швеции в 2018 году инициировало программу для учеников начальной школы, которая учит распознавать фейк-ньюс. Для взрослых издали специальную брошюру, один из ее пунктов был посвящен дезинформации. Для журналистов Агентство по гражданской обороне страны запустило информационную кампанию, посвященную пропаганде. В Швеции считают, что фейк-ньюс приходят из-за рубежа, и СМИ должны уметь вычислять попытки зарубежного вмешательства.
- В сентябре 2020 года стало известно, что российские власти выделят гранты в размере 46 млрд рублей разработчикам программного обеспечения на борьбу с кибербуллингом и фейками в соцсетях. Среди приоритетных направлений — поиск фейков в постах, картинках или видео, посвященных политическим или социальным событиям, поиск оскорблений, травли и угроз, распознавание личности по силуэту человека и другие.