Найти тему

Реклама гадалок: заговаривать зубы людям начали ещё в античности

Фото из свободных источников
Фото из свободных источников

Конфессиональная реклама столь распространённая в наше время имела место быть уже в античных государствах. Люди во все времена хотели постичь сакральные тайны и приблизиться к божественному, что играло на руку различным шарлатанам. Хотя, конечно, следует отметить, что были и обычные проповедники, призывающие народ к просвещению и прозрению.

Элементы культа не в меньшей степени, чем политические пристрастия пронизывали всю духовную и материальную культуру античности, что соответствует религиозному мироощущению человека греко-римской эпохи. И здесь, в контексте формирования      рекламного     процесса,   наиболее    интересны     различные   варианты торжественных процессий. Они посвящались различным богам Олимпийского пантеона и проводились ежегодно в утвержденные традицией календарные сроки. На исходе античности жители римской державы все дальше отступают от традиций, включая в свой обиход поклонение новым богам.

Описание детально передает синкретичность священного действа, сплавленностъ в нем разнообразных знаковых систем, наработанных культурой: музыки, пения, танца, фарса, устной поэзии, скульптуры и т. п. Здесь начало драматургических жанров, средневековых мистерий и карнавалов. Здесь содержатся и зародыши рекламных акций – целенаправленного сочетания множества знаковых средств, мобилизованных ради комплексного воздействия на потенциального потребителя: зрителя, участника, попутчика.

В общий рекламный процесс вливались призывы бродячих проповедников экзотических восточных культов, а также многочисленных прорицателей, предлагавших за приемлемую плату узнать будущее. Спрос на последних был чрезвычайно велик, но столь же  велико было и число законченных обманщиков в этой среде.

Мошенники рекламировали свои оракульские услуги настойчиво и изобретательно, создавая образцы того, что в западноевропейском средневековье будет названо дутой рекламой.

Наиболее выразительный и полноценный рекламный текст, посвященный сакральным проблемам — постижению воли богов посредством толкования снов, дошел до нас от III в. до н. э.

Читайте также: какой была политическая реклама в древности.