Научно-исследовательское судно "Пионер-М" вообще уникально по многим критериям. Во-первых, его проект создавали студенты. Во-вторых, оно сможет работать без экипажа. В-третьих, это судно - настоящая плавучая лаборатория. А еще источником энергии для него послужат солнечные батареи. Но обо всем по порядку.
В числе авторов проекта студенты судостроительных факультетов университетов из разных городов России. Несколько групп занимались разными направлениями - часть молодых специалистов занималась электродвигателями, другие – корпусом судна, третьи вели разработку применения солнечных батарей и так далее. Общими усилиями сформировали уникальный проект исследовательского судна. Подобная форма взаимодействия призвана показать практические способности студентов ведущим конструкторским бюро.
Конструкция НИС продумывалась с учетом задач судна. Так, при строительстве используется набирающая популярность в России и уже давно применяемая за рубежом технология модульных помещений. "Пионер-М" будет носителем для целого комплекса модульных лабораторий-контейнеров, где будут вестись исследования. При этом границ в выборе типов таких лабораторий нет, они могут иметь любое необходимое ученым назначение - от биоисследований ресурсов до подводной робототехники и археологии. Универсальная платформа для морских ученых!
Что касается безэкипажности, то речь идет не о полном отказе от экипажа. В перспективе рассматривается и полная беспилотность, но пока не урегулированы правовые моменты этой технологии. Однако, "Пионер-М" будет способен решать ряд задач без участия людей в автономном режиме. Например, швартовка, причаливание, обработка и обмен информацией, перевалка контейнеров. Однако, проректор СевГУ недавно поделился, что в течение трех лет судно могут оснастить специальным оборудованием, которое сможет обеспечить полное автономное плавание без экипажа. Но все это пока на уровне экспериментов.
В систему источников энергии при проектировании были заложены солнечные панели. Их использование позволит экономить 560 кВт/ч за рейс. "Пионер" будет ходить в водах Черноморского бассейна, где солнца предостаточно. Это и экономия для судовладельца, и вклад в экологию. Эти панели будут работать в составе гибридной установки с традиционными зарядными устройствами.
По словам разработчиков и всех участников проекта, главное в этом проекте - формирование следующего поколения судостроителей, которые будут знакомы с новыми технологиями не в теории, а на практике и при внедрении. "Пионер-М" - это лишь пилотный проект, специалисты надеются, что в дальнейшем он заинтересует и другие научные организации. Осталось лишь понаблюдать новое НИС в действии. Спустить судно на воду и сдать его обещают уже в этом году.