Наш сегодняшний герой – Дмитрий Стравинский, дизайнер, который создаёт уникальные аксессуары в ярком аутентичном стиле, который называется стимпанк. Этот стиль искусства подразумевает альтернативный вариант развития человечества, в совершенстве освоившего механику и технологии паровых машин , с общей стилизацией под эпоху викторианской Англии . Стимпанк включает в себя элементы фэнтези и ужасов.
Здравствуй! Сегодня хотела бы поговорить о твоей творческой деятельности. Знаю, что ты дизайнер. В каком направлении?
Приветствую! Я дизайнер-технолог в области аксессуаров и предметов интерьера.
Работаешь в таком направлении научной фантастики, как стимпанк?
Всё верно, я один из ведущих авторов в этом направлении в России. Но хочу отметить, что стимпанк для меня нечто большее, чем стилистика.
Что ты имеешь в виду?
Стимпанк – это мировоззрение, жизненная позиция. Помимо внешней эстетики, это очень глубокое направление, в котором поднимаются социальные проблемы, отношение к миру, людям, друзьям, коллегам, викторианская романтика чувств между мужчиной и женщиной.
Какие социальные проблемы поднимаются в стимпанке?
Это отдельная тема для разговора. Если вкратце – это проблема классового неравенства, излишней индустриализации, и, как следствие – усложнение жизни для простых людей.
Помнишь, когда начал заниматься этим направлением? Что натолкнуло?
Я всегда любил придумывать нечто необычное и воплощать это в жизнь. Действительно сильный толчок всё это получило, когда я перевёлся из технического института в гуманитарный университет. Учиться было легко, но внутри меня «грызла» неуверенность, что я учусь чему-то бесполезному. В итоге я закончил специальность «Управление, проекты и маркетинг». Неожиданно, правда? Параллельно с учёбой я погрузился в суть дизайна, особенностей материалов, техник работы с ними.
Что тебя вдохновляет? Аниме? Кино? Картины? Книги?
Всё, что ты перечислила, мотивирует на активную работу. А вдохновение я нахожу в эмоциях людей, выдающихся личностях, анатомии, музыке и женщинах – они удивительны.
Есть ли клуб единомышленников направления стимпанк?
В Москве есть несколько тематических стимпанк-клубов, но их представители не ладят друг с другом, поэтому я держусь особняком от них. Но с большинством авторов я знаком лично, с некоторыми находимся в дружеских отношениях.
Где ты берёшь детали для изготовления своих изделий? Как этот процесс происходит от идеи до воплощения?
Отличный вопрос! Чаще всего я изготавливаю детали в мастерской. Стимпанк пропагандирует: «Нет ничего бесполезного, всё должно использоваться во благо людей».
С таким подходом многие авторы используют детали и элементы корпуса различных механических устройств. Найти их проще всего на барахолке. А ещё «сокровища» можно отыскать на чердаках и чуланах!
У тебя есть своя мастерская?
Есть. Моё логово расположено в Подмосковье, на старом текстильном заводе 19-го века. Живописное место, особенно если ты любишь эстетику старых промышленных зданий из красного кирпича. В мастерской есть несколько отдельных зон для технологических операций и работ с разными материалами (кожа, металл, дерево), запасы материалов, химии и прочих расходников, необходимых для работы.
Ты продаёшь свои изделия? Опиши портрет своего клиента.
Так сложилось, что стимпанк любят люди разных поколений. Заказы поступают от людей самого разного возраста, от 15 до 60 лет, разного социального и материального статусов. Иногда заказчиками выступают студии и фирмы.
Куда в основном идут изделия?
Направления действительно разные:
- Частные коллекции
- Образы для торжественных, тематических мероприятий (свадьбы, праздники, выставки и фестивали)
- Косплей
- Элементы костюмов для театров
- Реквизит для съёмок клипов, фильмов
- Аксессуары для дополнения индивидуального образа
Ты сам носишь свои изделия?
Да. К примеру, я надеваю цилиндр, браслеты и иногда полностью одеваюсь в викторианском стиле.
Цилиндры ты тоже сам делаешь?
Конечно. Цилиндр – это особенный головной убор, не просто подчеркивающий образ владельца, но создающий особую атмосферу вокруг него. Когда я увлёкся стимпанком, в этом направлении было множество авторов, которые чего только не делали. Догонять я никого не хотел, а вот сделать что-то своё мне хотелось. Цилиндры никто не делал. Я потратил полгода на создание своей техники пошива.
Мне кажется, цилиндр в наше время – это достаточно редкий головной убор. Насколько он популярен в стимпанке?
Несмотря на необычность этого головного убора, он пользуется спросом. Но сейчас я шью их реже, чем раньше, так как мой профиль существенно расширился с начала моего творческого пути.
Как изменилось твоё видение работы с начала творческого пути?
Время идёт, я стараюсь развиваться как автор, осваиваю новое, замахиваюсь на более сложные задачи. Технологические возможности тоже вносят свой вклад. Работы становятся масштабнее, сложнее. Не понимаю, как можно стоять на месте? Автор, который перестал двигаться, в творческом плане уже мёртв.
Ты создаёшь индивидуальные дизайны для искусства или продажи?
Любой автор хочет привнести что-то новое, сделать изделие в своём уникальном видении, вызвать отклик у аудитории в виде каких-нибудь эмоций. Как сказал американский писатель Нассим Николас Талеб: «Во-первых, ремесленники трудятся в первую очередь по экзистенциальным причинам, и только потом – по финансовым и коммерческим. Их выбор не сводится к финансовому, но остается таковым. Во-вторых, ремесленники так или иначе практикуют «искусство»; они не принимают большей части аспектов индустриализации; они сочетают искусство и бизнес. В-третьих, они вкладывают в работу душу: ремесленник не продаст ущербный товар и даже товар не лучшего качества, иначе будет задета его гордость».
Есть работающие инсталляции? В стимпанке, насколько я знаю, большое значение уделяют паровым машинам, есть такая?
Я неплохо разбираюсь в механике, молекулярной и тепловой физике, но таких инсталляций я не делал. Во-первых, мой профиль – это аксессуары. Во-вторых, как потом использовать эти инсталляции ? В-третьих, это действительно сложные, долговременные и дорогие проекты, а мне больше хочется направить свои силы в другое русло, где я смогу сделать что-то действительно неожиданное.
Работал ли ты с киностудиями, как дизайнер?
Я работал с киностудиями, как автор реквизита.