Найти в Дзене

Рисуночные тесты или самостоятельная диагностика ребенка

Оглавление

Рисуночные тесты - это легкий способ для диагностики ребенка и его психоэмоционального состояния. Рисуночные тесты наиболее популярны в диагностике, так как не требуют специальных материалов, занимают немного времени и просты в исполнении.

Рисунок семьи
Рисунок семьи

Какие показатели можно диагностировать рисуночными тестами:

  • уровень умственного развития;
  • страхи;
  • тревожность;
  • ригидность/ повышенная эмоциональная неустойчивость;
  • экстравертность/ интровертность;
  • ощущение себя в семье/ отношение к членам семьи;
  • агрессивность и многое другое.

Начнем с общих параметров:

Степень нажима / штриховка / качество линий

Слабый нажим говорит о низкой витальности, нерешительности и робкости. Еле заметные линии могут говорить и проблемах со здоровьем.

Средний, умеренный нажим может говорить о том, что ребенок или человек, нарисовавший это - адаптивная, гибкая личность, склонный к самообладанию и обдумыванию в принятии решения.

Сильный нажим может говорить о напористости, сильной воли, тенденция на преодоление, а не избегание.

Чрезмерная штриховка или "зачерненность" говорят и фобиях, страхах, большом внутреннем напряжении.

Чрезмерная штриховка и затемнение указывают на внутреннее напряжение. Зачерненные глаза - фобии, страхи.
Чрезмерная штриховка и затемнение указывают на внутреннее напряжение. Зачерненные глаза - фобии, страхи.

Размер рисунка (размер оцениваем в соотношении с размером листа)

Маленькие рисунки говорят о низкой самооценке, стеснительности, отсутствии уверенности в себе, обычно, такие люди сдержаны во взаимоотношениях с другими людьми, не показывают своих чувств.

Слишком крупные рисунки будут говорить об навязчивости, несдержанности, порывистости, эмоциональности и возбудимости.

Расположение рисунка на листе

Расположение рисунка в центре листа указывает на личность, которая легко социализируется, знает свои границы и чужие, интегративен и чувствует себя защищено и благополучно.

Расположение рисунка в нижней части листа указывает на низкий уровень самооценки, ощущение незащищенности и отсутствия опоры и поддержки.

Расположение рисунка в верхней части листа указывает на стремление к воплощению и реализации, такого человека называют оптимистом.

Схематичность / детализация

Если в рисунке много разных деталей, то это указывает на нарцистичность и демонстративность.

Если в рисунках много однообразных деталей, то это указывает на ригидность и тревожность.

Тест "Рисунок человека"

Тест "Рисунок человека" разработан К.Маховер в 1946 году на основе теста Ф.Гудинаф с целью определения индивидуальных особенностей личности.

Возьмите простой карандаш и лист формата А4 и попросите ребенка нарисовать человека, какого он сам захочет. После того, как он нарисует, оцените его по тем параметрам, которые описывались выше.

Чтобы понять, нет ли у ребенка каких-то явных отклонений и не наблюдаются ли признаки психопатологии, оцените рисунок ребенка по следующим пунктам:

  1. У человека нарисована голова.
  2. У него две ноги.
  3. Две руки.
  4. Туловище достаточно отделено от головы.
  5. Длина и ширина туловища пропорциональны.
  6. Плечи хорошо прорисованы.
  7. Руки и ноги соединены с туловищем правильно.
  8. Места соединения рук и ног с туловищем ясно выделены.
  9. Шея ясно просматривается.
  10. Длина шеи пропорциональна размерам тела и головы.
  11. У человека нарисованы глаза.
  12. У него нарисован нос.
  13. Нарисован рот.
  14. Нос и рот имеют нормальные размеры.
  15. Видны ноздри.
  16. Нарисованы волосы.
  17. Волосы прорисованы хорошо, они равномерно покрывают голову.
  18. Человек нарисован в одежде.
  19. По крайней мере, нарисованы основные части одежды (брюки и пиджак/рубашка).
  20. Вся одежда, изображенная помимо указанной выше, хорошо прорисована.
  21. Одежда не содержит абсурдных и неуместных элементов.
  22. На руках изображены пальцы.
  23. На каждой руке пять пальцев.
  24. Пальцы достаточно пропорциональны и не слишком растопырены.
  25. Большой палец достаточно хорошо выделен.
  26. Хорошо прорисованы запястья путем сужения и последующего расширения предплечья в области кисти.
  27. Прорисован локтевой сустав.
  28. Прорисован коленный сустав.
  29. Голова имеет нормальные пропорции по отношению к телу.
  30. Руки имеют такую же длину, что и туловище, или длиннее, но не более чем в два раза.
  31. Длина стоп равна примерно 1/3 длины ног.
  32. Длина ног равна примерно длине туловища или длиннее, но не более чем вдвое.
  33. Длина и ширина конечностей пропорциональны.
  34. На ногах можно различить пятки.
  35. Форма головы правильная.
  36. Форма тела в целом правильная.
  37. Очертания конечностей переданы точно.
  38. Грубые ошибки в передаче остальных частей отсутствуют.
  39. Уши хорошо различимы.
  40. Уши находятся на своем месте и имеют нормальные размеры.
  41. На лице прорисованы ресницы и брови.
  42. Зрачки расположены правильно.
  43. Глаза пропорциональны размерам лица.
  44. Человек смотрит прямо перед собой, глаза не скошены в сторону.
  45. Четко различимы лоб и подбородок.
  46. Подбородок отделен от нижней губы.

Теперь присвойте каждому положительному пункту - 1 балл и суммируйте полученные балы, ребенок с нормальным умственным развитием в соответствии со своим возрастом, должен набрать следующие очки:

  • 5 лет – 10 очков.
  • 6 лет – 14 очков.
  • 7 лет – 18 очков.
  • 8 лет – 22 очка.
  • 9 лет – 26 очков.
  • 10 лет – 30 очков.
  • 11 лет – 34 очка.
  • 12 лет – 38 очков.
  • 13 лет – 42 очка.
  • 14 лет – свыше 42 очков.
Рисунки людей детьми разного возраста.
Рисунки людей детьми разного возраста.