Рисуночные тесты - это легкий способ для диагностики ребенка и его психоэмоционального состояния. Рисуночные тесты наиболее популярны в диагностике, так как не требуют специальных материалов, занимают немного времени и просты в исполнении.
Какие показатели можно диагностировать рисуночными тестами:
- уровень умственного развития;
- страхи;
- тревожность;
- ригидность/ повышенная эмоциональная неустойчивость;
- экстравертность/ интровертность;
- ощущение себя в семье/ отношение к членам семьи;
- агрессивность и многое другое.
Начнем с общих параметров:
Степень нажима / штриховка / качество линий
Слабый нажим говорит о низкой витальности, нерешительности и робкости. Еле заметные линии могут говорить и проблемах со здоровьем.
Средний, умеренный нажим может говорить о том, что ребенок или человек, нарисовавший это - адаптивная, гибкая личность, склонный к самообладанию и обдумыванию в принятии решения.
Сильный нажим может говорить о напористости, сильной воли, тенденция на преодоление, а не избегание.
Чрезмерная штриховка или "зачерненность" говорят и фобиях, страхах, большом внутреннем напряжении.
Размер рисунка (размер оцениваем в соотношении с размером листа)
Маленькие рисунки говорят о низкой самооценке, стеснительности, отсутствии уверенности в себе, обычно, такие люди сдержаны во взаимоотношениях с другими людьми, не показывают своих чувств.
Слишком крупные рисунки будут говорить об навязчивости, несдержанности, порывистости, эмоциональности и возбудимости.
Расположение рисунка на листе
Расположение рисунка в центре листа указывает на личность, которая легко социализируется, знает свои границы и чужие, интегративен и чувствует себя защищено и благополучно.
Расположение рисунка в нижней части листа указывает на низкий уровень самооценки, ощущение незащищенности и отсутствия опоры и поддержки.
Расположение рисунка в верхней части листа указывает на стремление к воплощению и реализации, такого человека называют оптимистом.
Схематичность / детализация
Если в рисунке много разных деталей, то это указывает на нарцистичность и демонстративность.
Если в рисунках много однообразных деталей, то это указывает на ригидность и тревожность.
Тест "Рисунок человека"
Тест "Рисунок человека" разработан К.Маховер в 1946 году на основе теста Ф.Гудинаф с целью определения индивидуальных особенностей личности.
Возьмите простой карандаш и лист формата А4 и попросите ребенка нарисовать человека, какого он сам захочет. После того, как он нарисует, оцените его по тем параметрам, которые описывались выше.
Чтобы понять, нет ли у ребенка каких-то явных отклонений и не наблюдаются ли признаки психопатологии, оцените рисунок ребенка по следующим пунктам:
- У человека нарисована голова.
- У него две ноги.
- Две руки.
- Туловище достаточно отделено от головы.
- Длина и ширина туловища пропорциональны.
- Плечи хорошо прорисованы.
- Руки и ноги соединены с туловищем правильно.
- Места соединения рук и ног с туловищем ясно выделены.
- Шея ясно просматривается.
- Длина шеи пропорциональна размерам тела и головы.
- У человека нарисованы глаза.
- У него нарисован нос.
- Нарисован рот.
- Нос и рот имеют нормальные размеры.
- Видны ноздри.
- Нарисованы волосы.
- Волосы прорисованы хорошо, они равномерно покрывают голову.
- Человек нарисован в одежде.
- По крайней мере, нарисованы основные части одежды (брюки и пиджак/рубашка).
- Вся одежда, изображенная помимо указанной выше, хорошо прорисована.
- Одежда не содержит абсурдных и неуместных элементов.
- На руках изображены пальцы.
- На каждой руке пять пальцев.
- Пальцы достаточно пропорциональны и не слишком растопырены.
- Большой палец достаточно хорошо выделен.
- Хорошо прорисованы запястья путем сужения и последующего расширения предплечья в области кисти.
- Прорисован локтевой сустав.
- Прорисован коленный сустав.
- Голова имеет нормальные пропорции по отношению к телу.
- Руки имеют такую же длину, что и туловище, или длиннее, но не более чем в два раза.
- Длина стоп равна примерно 1/3 длины ног.
- Длина ног равна примерно длине туловища или длиннее, но не более чем вдвое.
- Длина и ширина конечностей пропорциональны.
- На ногах можно различить пятки.
- Форма головы правильная.
- Форма тела в целом правильная.
- Очертания конечностей переданы точно.
- Грубые ошибки в передаче остальных частей отсутствуют.
- Уши хорошо различимы.
- Уши находятся на своем месте и имеют нормальные размеры.
- На лице прорисованы ресницы и брови.
- Зрачки расположены правильно.
- Глаза пропорциональны размерам лица.
- Человек смотрит прямо перед собой, глаза не скошены в сторону.
- Четко различимы лоб и подбородок.
- Подбородок отделен от нижней губы.
Теперь присвойте каждому положительному пункту - 1 балл и суммируйте полученные балы, ребенок с нормальным умственным развитием в соответствии со своим возрастом, должен набрать следующие очки:
- 5 лет – 10 очков.
- 6 лет – 14 очков.
- 7 лет – 18 очков.
- 8 лет – 22 очка.
- 9 лет – 26 очков.
- 10 лет – 30 очков.
- 11 лет – 34 очка.
- 12 лет – 38 очков.
- 13 лет – 42 очка.
- 14 лет – свыше 42 очков.