Совсем недавно завершились гастроли юмористов Натальи Коростелевой и Юрия Хвостова в Беларуси. Мы решили спросить, как прошел для них карантин и чему научил 2020 год.
— 2020 год под знаменем карантина. Как изменил вас? Как изменилась жизнь?
— Дутость, Инстаграмы, нарочитая роскошь уходит на второй план. На первый план выходит профессионализм. Меня учили в детстве, что есть три главные профессии: врачи, учителя и военные. Вот этот год заставил к этому вернуться. Мы бесконечно благодарны врачам. Благодаря их труду и терпению, смыта с билбордов коммерческая реклама и практически на каждом написано: «Спасибо врачам!».
Также дети у нас на дистанционном обучении. Это тоже очень тяжело: и для нас, и для сына, да, пожалуй, и для самих учителей. У сына на дистанционке даже зрение упало до минус двух. Конечно, счастье, когда ребенок ходит в школу, когда именно профессионал объясняет ему уравнения. Учителя — это однозначно святые люди. 2020-й вывел на первый план простые вещи: все одинаковы перед Богом. Люди начали ценить живое общение: объятия, поцелуи, а уход в онлайн — это, конечно, не вариант.
— Как впервые столкнулись с пандемией?
— Мы летели самолетом из Эстонии. Читала газету, в которой был такой посыл: Москва прошляпила пандемию, никто ничего не делает. И тут мы приземляемся, спускаемся по трапу и попадаем в фильм «Эпидемия»: люди в комбинезонах, все в масках. Градусник к голове, которого мы сразу испугались. И запах антисептика просто на весь аэропорт.
— Как юмор помог пережить карантин?
— Даже есть достижения: я научилась готовить. Но на сцену пришлось выходить как в первый раз. Юмор менялся, мы на карантине на даче тоже начали снимать ролики: и про отсутствие заработков у артистов, и про сложности совместного быта. В Москве у нас есть квартира. Так в то время мы шутили, что постепенно она превращается в дачу, настолько мало мы там бывали.
— Я читал, что вас впервые как писательницу-юмористку заметил Михаил Задорнов. Правда ли это? Как попали в профессию?
— Я окончила театральную академию и поняла, что нравится писать. И мне посоветовали поехать к Евгению Петросяну, у которого была команда авторов, с которыми он работал. Петросян познакомил с Михаилом Задорновым. Они вместе меня собеседовали, попросили прочитать что-нибудь. Стоит отметить, что в то время женщин-юмористов было немного, и они отнеслись ко мне с долей скепсиса. У меня был номер «Веселый, как дурак», который они послушали, а Задорнов сказал: «Женя, ну, давай хотя бы посмотрим, как она это делает». Материал им понравился, и таким образом меня взяли в команду авторов.
— Уходит эпоха юмористов, которые вырастили не одно поколение…
— Да, ушли Михаил Задорнов, Михаил Жванецкий, Анатолий Трушкин. Они были разными, особенно Задорнов и Жванецкий — вообще диаметрально противоположными, но их всегда интересовала судьба человека, народа, страны. Герои всех великих, гениев, например, Чарли Чаплина, Гоголя, — это маленький человек. И сейчас на первый план выходят проблемы именно маленького человека. И цель у каждого — решать их, а не показывать какую-то дутость.
И каждый в силу своих возможностей должен вникать, помогать решать эти проблемы. Мы ездим, например, в учреждения здравоохранения поддержать больных, персонал, родственников. В отделении онкологии Боткинской больницы произошел такой случай: я выступала, смешила пациентов и в этот момент за спинами зрителей увидела монахиню: она шла, потому что кто-то умер. Я растерялась, но быстро поняла: каждый должен заниматься своим делом, тогда мы сможем преодолеть гораздо больше, и продолжила выступление.
— Чему научил Задорнов?
— Чем человек круче, тем проще. И это не значит, что о него можно ноги вытирать. Это значит, что этот человек не будет тратить драгоценное время на то, чтобы произвести на кого-то впечатление. Он учил многому: ходить в театры на премьеры, знакомиться с интересными людьми, а также работать над собой постоянно.
День, когда уходил Михаил Задорнов, я помню покадрово. Но мы не верили в случившееся до последнего, ведь он всегда возрождался, как птица-феникс. Но уходил тоже с шуткой. В момент, когда Задорнова несли на носилках, с ним рядом был Лион Измайлов, который заметно ниже Михаила. И вот, лежа на носилках, Задорнов обращается к Измайлову: «Лион, мог ли ты когда-нибудь подумать, что будешь смотреть на меня сверху вниз».
Он преподнес нам урок даже своими похоронами. Родственники запретили съемку, трансляцию, на похоронах присутствовали лишь одноклассники и немногочисленные коллеги. Пропала возможность пиара — пропало желание проститься. И тут на первый план выходит маленький человек. Не зря, пожалуй, именно Арине Родионовне, няне Пушкина, Задорнов инициировал возведение памятника: маленькому человеку, который остается в тени, но пребывает Человеком при любых обстоятельствах.
— Чем отличаются юмористы от артистов стенд-апа?
— Пожалуй, возможностью рассмешить людей, не называя частей тела ниже пояса и не прибегая к мату. Я, например, узнала, что мой папа владеет матом, только когда наняли бригаду строителей, которые постоянно косячили. Раньше мат со сцены воспринимался как смелость, а сейчас без него рассмешить человека уже подвиг.
— Следили за событиями, которые происходили в августе в Беларуси?
— Тяжело. Было видно использование желания людей изменить что-то к лучшему в своих собственных интересах, вплоть до изменения партнерской ориентации Беларуси. И конечно, мы вспомнили сразу Украину. Вот у Юры там живет мама, мы порой не можем найти общий язык в некоторых вопросах, прекратились контакты с друзьями. Начали страдать именно маленькие люди.
— Ваш топ-3 людей, проектов, которые являются для вас примером?
— Михаил Задорнов, Алиса Фрейндлих, которая приходила к нам в академия на лекцию, и я не помню, о чем она рассказывала, но помню, как она пила воду из стакана. Именно по этому жесту можно было понять, что она великая актриса и интеллигентный человек. И проект «Уральские пельмени». Именно у них получается делать юмор для всех.
— Забавный случай в Беларуси…
— На свадьбе в Беларуси я была свидетельницей. В ЗАГСе у меня спросили: «Ваша прозвішча». Я не знала, что спросили фамилию и ответила: «Доня, меня подружка так называла». Сама думаю: вот это свадьба по понятиям.
— Что каждому нужно купить в Беларуси?
— Косметику. Вот прям топ! Цените вашу белорусскую косметику.
Автор статьи: Андрей Красовский
Автор фото: предоставлены героями материала и из открытых источников