В 1800 году, с учреждением отдельного Сибирского почтамта с центром в Тобольске, Томская почтовая контора была выведена из-под управления Московского почтамта. У Томского губернского правления появилось больше возможностей решать вопросы организации и улучшения связи в своем регионе. В 1805 году для Сибирского почтамта была составлена карта почтовых станций Томской губернии с пояснениями о состоянии их и почтовых трактов, что послужило началом для последующих изысканий для изменения маршрутов существующих почтовых трактов.
В 1814 году Сибирский почтамт утвердил вариант нового участка Московского почтового тракта взамен признанного неудобным старого участка тракта на территории современного Болотнинского района.
В январе 1815 года Сибирский почтамт предписал привести, вероятно, уже существовавшую до этого дорогу на новом участке тракта «в совершенную исправность», для чего, с наступлением весны 1815 года, следовало очистить ее в ширину до 30 саженей (1 сажень – 2 м 13 см) от леса, приготовить лес для строительства мостов, гатей и почтовых домов. Работы эти должна была организовать Канцелярия Колывано-Воскресенского Горного начальства, к которой было приписано местное население.
В феврале 1815 года Кайлинское и Тутальское волостные правления, в свою очередь, получили от Канцелярии Колывано-Воскресенского Горного начальства предписания об организации работ на новом участке Московского почтового тракта: «…быть станциям вместо ныне существующих от Варюхинского станца чрез 29 верстное расстояние в деревне Проскоковой, из оной 26 верст на пустопорожнее место называемое болотным, от оного 34 версты в Ояшинский станец…», «…приказать в деревне Проскоковой и на болотном выстроить… почтовые домы с принадлежностями… непременно в лучшем виде и прочно к 20-му числу будущего месяца…»
Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что 20 марта 1815 года строительство зданий почтовой станции Болотной, как и Проскоковской, было действительно завершено в срок, станция была принята Канцелярией Колывано-Воскресенского Горного начальства и передана в ведомство Томской почтовой конторы.
Был оформлен реестр из крестьян деревень Голяшевой и Моховой, переселяемых на созданную станцию Болотную: «...велеть означенных в том регистре желающих к переселению крестьян как то деревни Голяшевой… и Моховой… на вновь назначенное для почтового станца место называемое болотное допустить, для чего с начала будущего 1816 года податями и прочим повинностями исключить из ведомства Кайлинской и Тутальской, считать всех тем… в ведении Ояшинской волости…»
Переселяемые в Болотную крестьяне были необходимы для функционирования почтовой станции. В Ояше и Проскоково почтовые станции находились в селах, в которых жило достаточно людей для поддержания работы как самой почтовой станции, так и прилегавших к ней участков Московского почтового тракта. Наряду с работой землепашцев, в притрактовых селах крестьяне обязаны были выполнять дорожную и ямскую повинности – чинить дорожное полотно, мосты, гати, рыть и очищать кюветы, поддерживать в порядке вешки, столбы, снегозаградительные сооружения, перевозить грузы и пассажиров по списку. Компенсацией для крестьян могло являться то обстоятельство, что жизнь в притрактовом селе позволяла и зарабатывать на продажах проезжающим продуктов питания, корма для лошадей, постое, частном извозе. Можно сказать, что в таких селах почтовая станция являлась своего рода градообразующим предприятием.
Сама почтовая станция Болотная находилась на перекрестке Московского почтового тракта (современная улица Московская) и дороги, соединяющей Московский почтовый тракт с проходившим южнее Болотного Томско-Барнаульским почтовым трактом (ее начало – это современный переулок Почтовый).
Отсчет верст дистанции между почтовыми станциями шел от крыльца почтового дома на каждой станции. В 1825 году между Ояшинским и Болотной дистанция составляла 35,5 верст, между Болотной и Проскоково 27 верст (1 верста - 1 км 66,8 м).
Известны несколько типовых проектов зданий почтовых домов первой половины XIX века для Московского почтового тракта, как, например, проект 1838 года для станции Калтайской (современное село Калтай в 23 км от Томска). Вполне возможно, что почтовый дом на станции Болотной мог выглядеть также.
И на Ояшинской, и на Болотной станциях было по 8 пар казенных почтовых лошадей, от Проскоково до Томска на станциях – по 9 пар лошадей, а в самом Томске – 12 пар лошадей.
Почта отправлялась со станции на станцию по твердому расписанию. Перевозки прочих грузов и пассажирские перевозки до середины XIX века на Московском почтовом тракте расписания не имели.
Евгений Терентьев
Опубликовано:
http://www.letopisi54.ru/letopis/detail.php?ID=11967
Подписывайтесь на канал!
Ставьте лайки!