Найти тему
Analytical Intelligence

"Красноярскэнерго" нашло способ выплатить деньги по "кривым" энергосервисным контрактам

Все тайное становится явным, но не для всех
Все тайное становится явным, но не для всех

Электроэнергетика - это отрасль колоссальных денежных потоков, существенная часть которых расхищается. Ведущую роль в этом занимают конечно же профильные организации с государственным участием.

Вот для примера рассмотрим филиал "Красноярскэнерго" огромного ПАО "Россети". Чтобы возникло понимание об источнике его доходов и соответственно сути проблемы немного затронем техническую и законодательную стороны.

Электроэнергия в силу закона является естественной монополией государства, это значит никто в нашей стране не сможет продавать ее по ценам без согласования с государством. В каждом регионе есть специальные комиссии при местном правительстве (РЭК, Региональная энергетическая комиссия, встречаются и другие ее названия не меняющие природу этой структуры), которые регулируют цены на электроэнергию в пределах этой территории. Не будем расписывать в тонкостях процесс ценообразования, а затронем лишь отдельные моменты касающиеся электросетевых компаний. Здесь и далее ТСО - территориальная сетевая организация. Так вот, ТСО обеспечивают бесперебойное электроснабжение потребителей, это огромное количество трансформаторных станций различного номинала тока, с массой всевозможного электрооборудования, в том числе и банальных кабельных и воздушных линий электропередачи. Поддержанием рабочего состояния этой широкой номенклатуры сложного оборудования и занимаются ТСО. Для примера, строители, дорожники или коммунальщики, копая, случайно повредили кабельную линию. Без электричества может остаться как отдельный дом, так и микрорайон, район, а то и город. Для ремонта кабельной линии и одновременного аварийного обеспечения потребителей электроэнергией необходимо провести в иной раз множество оперативных переключений и работ. То есть ТСО для обеспечения стабильности электроснабжения должны иметь доходы с продажи электроэнергии. Так вот выручка ТСО закладывается в утверждаемые ежегодно вышеназванной комиссией тарифы для потребителей. Большая часть выручки уходит в пользу организаций генерирующих электроэнергию (например - ГЭС), а часть вот этим самым ТСО, которых в каждом субъекте РФ не одно и не два. А теперь тонкий момент. Электроэнергия передается по проводам, но от электростанции она не поступает отдельно в каждую электроподстанцию или отдельно для каждой ТСО, она поступает в общем объеме. Для расчета какое ТСО сколько электроэнергии отобрала для своих потребителей на каждом узле (распределительном устройстве) стоят электросчетчики.

Определенным видам электрооборудования, к примеру трансформаторам, присваиваются так называемые условные единицы. У каждой ТСО будет свое число условных единиц.

Каждый год все ТСО направляют в РЭК свои обоснованные тарифные предложения, в которые включены предстоящие расходы. Сам будущий тариф прямо связан с таким понятием как необходимая валовая выручка (НВВ) ТСО. НВВ предусмотрена законодательно , ТСО должны не только поддерживать имеющееся электрооборудования в актуальном состоянии, но и расти вместе с экономикой. Так вот вкратце, РЭК для расчета тарифа берет за основу суммарное количество условных единиц всех ТСО региона, проверяет обоснованность заявленных ими затрат и рассчитывает общую НВВ. Эта денежная сумма которую должна будет при установленном тарифе суммарно получена всеми сетевыми компаниями. Это есть - котел, единый котловой тариф. С этого котла каждая ТСО заберет свою долю доходов пропорционально своим условным единицам в общей их массе.

Еще один важный момент. РЭК при формировании тарифа жестко ориентируется на минимальный рост тарифов. Это предусмотрено законодательно.

Подведем промежуточные итоги. Каждая ТСО в течении года получит, грубо говоря, денег пропорционально своим размерам, тариф и соответственно долю в котле изменить в любую сторону можно только через суд.

В декабре 2020 года РЭК Красноярского края утвердила тарифы на 2021 год. А 30.12.2020, в последний рабочий день, филиал "Красноярскэнерго" ПАО "Россети Сибири" обращается в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением к Министерству тарифной политики Красноярского края. Они захотели таким образом увеличить свой НВВ, обосновав это тем, что в прежние годы понесли расходы в связи со строительством объектов Универсиады и у них с Администрацией Красноярского края были некие письменные договоренности по этому поводу. Не будем расписывать тот факт, что по проведенной Универсиаде со всеми рассчитались, он ключевой, это просто нужно помнить.

Установленный тариф на будущий год не является нормативным правовым актом, поскольку не рассчитан на многократное применение широким кругом лиц. Более того, изменение доли в котле, тем более еще и на целых 26,4% , а это почти 3 (три) млрд. рублей, ущемит все остальные ТСО. Все потому, что тариф поднять нельзя. По факту. Попробовать конечно можно, но только через суд. Результат заранее известен. Из этого следует, что "Красноярскэнерго" сможет получить возросшую долю в котле только за счет других ТСО. Такие споры разрешаются исключительно в арбитраже. Любая ТСО в этом случае легко входит в этот процесс в качестве заинтересованных сторон. Понятно, что десятки ТСО почти точно выиграют такой процесс против одного "Красноярскэнерго".

Поэтому "Красноярскэнерго"обращается в последний рабочий день уходящего года не в арбитражный суд, а в суд общей юрисдикции, как будто спор касается только их и Министерства тарифной политики, отнеся документы устанавливающие их котловую долю к нормативно-правовым. Для чего? А потому что в этот процесс ни одно ТСО не сможет войти в качестве одной из сторон.

Между Министерством тарифной политики Красноярского края (далее МТФ) и "Красноярскэнерго" возник картельный сговор. МТФ со своей стороны подготовило документальную базу в виде протоколов заседаний, которые могут быть формальными основаниями для изменения доли в котле, но МТФ своей рукой этот котел не перевернет - деньги огромные, можно прилипнуть по коррупционной тематике. Для реализации интересов самый безопасный вариант - это на основании вышеупомянутых бумаг получить нужное судебное решение и его доблестно выполнить.

Почему картель? Начнем с простых обстоятельств. Перед этим процессом Министерство тарифной политики уволило своего профильного по электроэнергетике юриста, в процессе участвует неопытный юрист со студенческой скамьи. Какие ей могут быть даны ценные указания со стороны руководства - вопрос оперативных служб.

Министр тарифной политики Пономаренко Марина Юрьевна до июля 2018 года была директором по тарифообразованию "Россети - Сибирь". До нее и кроме нее сейчас в администрации Красноярского края есть и были люди аффилированные с ПАО "Россети". Красивая комбинация разложенная на несколько лет.

Пономаренко Марина Юрьевна, общедоступный ресурс
Пономаренко Марина Юрьевна, общедоступный ресурс

Для чего это все нужно? Выделите себе неделю и посмотрите по вечерам сведения службы "005" об аварийных отключениях электроснабжения. В Красноярском крае почти 50 ТСО, но аварии происходят почти всегда на объектах "Красноярскэнерго" и иногда еще у другой ТСО с государственным участием "Краском". Скорее всего правильным ответом о причинах будет то, что на протяжении многих лет средства "Красноярскэнерго" расхищались, их объекты электроэнергетики пришли к предельному износу. Это все нужно на какие-то средства теперь ремонтировать и восстанавливать.

Другой момент. В предыдущих публикациях мы освещали хищения средств "Красноярскэнерго" через два криминально заключенных энергосервисных контракта. Так вот, хищения были тогда, а теперь по ним в судебном порядке "Красноярскэнерго" еще придется и платить "абсолютно на пустом месте" несколько млрд рублей. "Красноярскэнерго" очень нужны деньги и они их планируют получить за счет нас - потребителей, либо через повышение тарифа, либо ограблением других ТСО, что в конечном итоге ударит по нам же.

В электроэнергетике сложилось преступное сообщество с головой на верху.

По вопросам заказа аналитических разведок обращаться по каналам в профиле.