Найти в Дзене
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Иран и Китай подписали эпохальное 25-летнее соглашение о сотрудничестве

Иран и Китай подписали 25-летнее соглашение о стратегическом сотрудничестве, направленное на решение экономических вопросов на фоне ослабления санкций США в отношении Ирана, сообщило иранское государственное телевидение. Соглашение, получившее название Всеобъемлющего стратегического партнерства, охватывает широкий спектр экономической деятельности от добычи нефти и полезных ископаемых до содействия в промышленной деятельности, а также транспортное и сельскохозяйственное сотрудничество. Эта сделка является самой продолжительной из тех, что Тегеран когда-либо подписывал с крупной мировой державой.

Никаких дополнительных деталей соглашения не было раскрыто. Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф и китайский коллега Ван И приняли участие в церемонии, посвященной этому событию. Перед церемонией Ван встретился с президентом Ирана Хасаном Роухани и специальным иранским посланником, ответственным за сделку, Али Лариджани. Пресс-секретарь МИД Ирана Саид Хатибзаде назвал соглашение «глубоким, многослойным и полноценным». Эта сделка, которая обсуждалась с 2016-го года, также поддерживает туризм и культурные обмены. Она приурочена к 50-летию установления дипломатических отношений между Китаем и Ираном. В последние годы между двумя странами сложились теплые отношения, и обе они приняли участие в совместных военно-морских учениях в 2019-м году с Россией в северной части Индийского океана.

В последние годы товарооборот между Ираном и Китаем составлял около 20 миллиардов долларов в год. Товарооборот упал по сравнению с почти 52 миллиардами долларов в 2014-м году из-за санкций США, введенных в 2018-м году после того, как Дональд Трамп в одностороннем порядке вывел США из ядерной сделки между Тегераном и мировыми державами, заявив, что она нуждается в пересмотре. Иран отказался от ограничений, введенных в рамках сделки, чтобы оказать давление на других подписантов – Германию, Францию, Великобританию, Россию и Китай – и обеспечить новые экономические стимулы для компенсации потерь от санкций.

25-летнее соглашение Китая с Ираном лежит в основе изменения всей китайской ближневосточной стратегии по мере ухудшения отношений с Соединенными Штатами, как об этом заявил бывший посол Китая в Тегеране Хуа Лимин. Бывший дипломат сказал, что раньше Пекин был очень осторожен в своих отношениях с Исламской Республикой, чтобы не расстраивать Вашингтон. «Сегодня Китай и Иран подписали пакт о сотрудничестве в области энергетики, экономики и безопасности перед лицом возросшего давления со стороны США. Эта сделка и поездка[министра иностранных дел Ван И знаменуют собой важное изменение в отношениях Китая с Ираном и со всем Ближневосточном регионом», – заявил бывший посол Китая в Тегеране.

По словам Хуа, который был посланником Пекина в Тегеране с 1991-го по 1995-й год, Китай помнит о чувствительных отношениях США с Ираном и в значительной степени избегал ранее сближения с Исламской республикой с момента установления официальных связей с Вашингтоном в 1979-м году. «Со времен администрации Картера часто напоминала Китаю о его отношениях с Ираном, которые американцы рассматривали как препятствие для американо-китайских отношений. Но с фундаментальными изменениями в китайско-американских отношениях в последние месяцы эта эпоха ушла», – сказал он.

Обе стороны, и Китай и Иран, приветствовали соглашение, подписанное между Ваном и его иранским коллегой Мохаммедом Джавадом Зарифом. «Поскольку в этом году исполняется 50 лет со дня установления дипломатических отношений между двумя странами, китайско-иранские отношения стоят теперь на новой исторической отправной точке», – сказал Ван, как сообщило государственное информационное агентство Синьхуа. Ван сказал, что Китай готов работать с Ираном, чтобы открыть новые границы сотрудничества на благо двух народов, а также мира и развития во всем мире. «Независимо от того, как изменится международная и региональная ситуация, Китай будет неуклонно придерживаться своей дружественной политики в отношении Ирана», – сказал Ван.

Зариф назвал Китай «другом в трудные времена», добавив в своем заявлении: – «Мы благодарим Китай за его ценные позиции и действия в период жестоких санкций против Ирана». На встрече с Ваном накануне подписания президент Ирана Хасан Роухани заявил, что сделка «еще больше прояснит дорожную карту будущего сотрудничества между двумя странами». Он выразил признательность Китаю за поддержку страны в ядерном вопросе и заявил, что Иран надеется укрепить свое сотрудничество с Китаем в борьбе с пандемией Covid-19 и терроризмом.

Переговоры по сделке заняли почти пять лет, и до сих пор было опубликовано мало подробностей. Согласно июльскому отчету New York Times, Китай пообещал инвестировать в общей сложности 400 миллиардов долларов США в течение следующих 25 лет, чтобы обеспечить долгосрочные поставки энергоносителей из Ирана и помочь восстановить экономику Ирана, сильно пострадавшую от американских санкций. Хуа также подтвердил, что сделка будет состоять из десятков проектов в рамках инициативы «Один пояс – один путь», охватывающих широкий спектр экономических, культурных, оборонных и военных сфер, включая нефть, газ и ядерную энергетику.

Недельное турне Вана по шести Ближневосточным странам, включая Саудовскую Аравию и Турцию, проходило на фоне продолжающейся конфронтации с США. В ответ на усилия Джо Байдена по созданию единого фронта со своими союзниками в Европе и Азии Китай также активизировал свои усилия по мобилизации глобальной поддержки, в том числе со стороны стран, традиционно считающихся входящими в сферу влияния Вашингтона. В завуалированной ссылке на США Ван сказал Роухани, что «пришло время серьезно задуматься о плохих последствиях, причиненных региону внешним вмешательством, и работать вместе над поиском эффективных путей поддержания долгосрочной региональной безопасности и стабильности».

Хуа, который ранее занимал пост посла в Объединенных Арабских Эмиратах и Нидерландах, отметил, что импорт нефти Китаем из Ирана в последние месяцы неуклонно растет, несмотря на санкции США. Он добавил, что в отличие от прежнего сдержанного подхода Китая к Ирану сейчас Пекин с энтузиазмом воспринял новую 25-летнюю сделку с Ираном. «И Китай, и Иран заинтересованы в публичном продвижении своих тесных связей, что отражает изменившуюся реальность», – сказал он.

Что касается Ирана, то его зависимость от Китая только возросла после разрушительного коронавирусного кризиса. Китай остается крупнейшим торговым партнером Тегерана, крупным поставщиком оружия с 1980-х годов и одним из его немногих союзников по противодействию санкциям США и другим региональным державам, таким как Израиль и Саудовская Аравия. Теперь, когда Иран и США застряли в тупике из-за того, кто должен сделать первый шаг, прежде чем США вновь вступят в иранское ядерное соглашение, Китай – еще один подписавший соглашение – может получить важные рычаги влияния, если Вашингтон захочет получить какое-либо сотрудничество от Пекина. Между тем бывший посол Китая в Эр-Рияде У Сике заявил «Шанхайскому наблюдателю», что поездка Вана была направлена на поиск большей роли в региональных делах, включая посредничество между Ираном и Саудовской Аравией.

Associated Press