Можете ли вы себе представить, что Париж был раньше без Эйфелевой башни? Эта "железная леди" уже давно стала символом Парижа, и влюблённые парочки со всего мира стремятся посетить этот город романтики и сфотографироваться на фоне башни.
"Франция станет единственной страной, располагающей 300-метровым флагштоком!" - воскликнул Гюстав Эйфель в 1886 году, когда узнал, что задуманный им проект металлической башни все-таки будет осуществлен.
Первоначально Эйфелевая башня (la tour Eiffel) задумывалась как временное сооружение и была построена всего за 2 года на Марсовом поле в качестве входной арки на территорию экспозиции Всемирной выставки 1889 года. Позже названа в честь своего конструктора Гюстава Эйфеля. Сам же конструктор называл ее просто - 300-метровой башней. Торжественное открытие башни состоялось 31 марта 1889 года, 15 мая того же года на нее поднялись первые посетители.
А начиналось ведь всё не так величаво: Эйфелева башня в далёком 1889 году играла неприметную, скромную роль - служила главным входом на приуроченную столетнему юбилею Французской революции Всемирную Парижскую выставку и ну никак не ожидала, что станет одним из символов французской культуры. На её возведение потратили 7,8 млн франков, но она окупилась уже за период работы выставки. А если предположить, что в год её посещает около 7 миллионов туристов, то смело можно говорить, что Густав Эйфель в своё время совсем не прогадал, воздвигнув для Парижа столь доходное строение.
На протяжении почти 20 лет со дня возведения башни шли бесконечные споры о демонтаже данной металлической конструкции. Были моменты, когда судьба башни просто висела на волоске в буквальном смысле этого слова. И неизвестно, чем всё это закончилось, если бы не появилось радио. Да, именно размещение радиостанции в башне в 1906 году стало её спасением. Позже оттуда же начали транслировать и телепрограммы. Трансляции с Эйфелевой башни продолжаются до сих пор, только сегодня к теле- и радиовещанию присоединилась ещё и сотовая связь. Кроме того, на башне находится уникальнейшая метеостанция, с помощью которой изучаются суточные колебания степени загрязнения атмосферы, радиационного фона, атмосферного электричества и так далее.
"Видавшие виды" называли Эйфелеву башню "серой конструкцией, простирающейся над городом как чернильная клякса". Однако в последнее время "железная леди" полностью преобразилась в освещённый со всех сторон символ Парижа. И теперь ночью Эйфелева башня выглядит просто потрясающе.
Интересные факты -
Во время ее строительства, многие деятели культуры - в их числе писатель Ги де Мопассан и композитор Шарль Гуно выступали против дерзкого проекта. Они считали, что металлическая конструкция будет подавлять архитектуру города, нарушать неповторимый стиль столицы.
Изначально башня Гюстава Эйфеля задумывалась как временное сооружение и служила входной аркой парижской Всемирной выставки 1889 года. От сноса её спасли антенны, установленные на самом верху - пришла эпоха радио. Сегодня - уже вместе с телеантенной башня высота Эйфелевой башни - 324 метра. Она является самой посещаемой и самой фотографируемой достопримечательностью мира.
На момент открытия Эйфелевой башни в 1889 году это было самое высокое сооружение на планете. Сейчас ее полная высота составляет 324 метра. Лишь через несколько десятков лет, в 1930 году пальму первенства перехватило здание компании "Крайслер", высота которого превысила высоту Эйфелевой башни на 18 метров.
Ажурное сооружение состоит из 18 тыс. металлических деталей, для соединения которых было использовано 2,5 млн заклепок. Металлические конструкции весят 7300 тонн, а общий вес, включая неметаллические элементы, составляет 10 тыс. тонн.
Башня имеет три яруса, расположенные на высотах 60, 140 и 275 метров соответственно, куда посетители могут подняться по лестницам (1792 ступени) или на лифтах. Четыре лифта внутри "ног" башни поднимаются до второго этажа, пятый - от второго до третьего этажа. Два исторических лифта фирмы Fives-Lill, установленные в 1899 году в восточной и западной опорах башни, используются до наших дней. Их функционирование обеспечивается электродвигателем, а гидравлические насосы сохранены и доступны для осмотра.
Одновременно на башне могут находиться 10,4 тыс. человек.
В хорошую погоду с Эйфелевой башни открывается вид, позволяющий осмотреть Париж и его окрестности на расстоянии до 70 километров. При сильном ветре верхнюю часть башни раскачивает приблизительно на 15 сантиметров.
На сегодняшний день это один из самых посещаемых туристических объектов в мире - со времени постройки ее посетили более 250 млн человек.
В 2012 году (исходя из исторической и культурной ценности и с учетом известности и приносимого дохода) башня была оценена в 435 млрд евро и названа самым ценным сооружением Европы.
Чтобы башня имела нынешний вид, было соединено 18038 частей из пудлингового железа высшего качества. Красят Эйфелеву башню раз в 7 лет обыкновенными кисточками в три оттенка бронзы, переходя от более темного цвета в нижней части к более светлым оттенкам в верхней. Каждый раз используется для этого 57 тонн краски. Последние десятилетия ее красят в так называемый "коричневый-эйфелевый" - официально запатентованный цвет, близкий к естественному оттенку бронзы.
На стенах башни Эйфель запечатлел имена 72 виднейших французских ученых-современников. Одно время их имена на сооружении были закрашены, но позже эти надписи восстановили.
Во время строительства башни погиб один рабочий, сорвавшись с высоты. Второй жертвой Эйфелевой башни стал ученый-самоучка, спрыгнув с башни во время испытания самодельного костюма-парашюта (к сожалению, костюм подвел изобретателя). Всего же за всю историю существования Эйфелевой башни около 400 человек свели счеты с жизнью, прыгнув с нее.
В 20-30-е годы прошлого столетия, почти десять лет башня служила своеобразным рекламным щитом для компании "Ситроен" и стала образцом самой масштабной на тот момент наружной рекламы.
На вершину башни поднималось множество известных персон, среди которых были Томас Эдисон и Адольф Гитлер. Знаменитый ученый Томас Эдисон оставил запись в гостевой книге башни, назвав конструктора Эйфеля "отважным строителем огромного и необыкновенного творения современного инженерного искусства". Что касается Адольфа Гитлера, то ему пришлось покорять башню пешком, поскольку французы испортили ее лифт перед тем, как Париж оккупировали фашисты. В 1944 году лифт восстановили, а солдатам-союзникам было дано разрешение подниматься наверх бесплатно.
Собственником башни на данный момент является "Общество эксплуатации Эйфелевой башни". Однако за время своего существования башня меняла хозяев более 20 раз. Дважды мошенник по имени Виктор Люстиг умудрялся продавать башню на металлолом, а также обманывал потенциальных покупателей во время конкурса за владение башней. Он брал деньги за помощь в положительном решении вопроса и исчезал.
Башня доступна для посещения в любую погоду в любой день недели в любое время года, однако фотографировать ее ночью без специального разрешения нельзя. Право на ночное освещение башни принадлежит компании SETE, поэтому публиковать фото Эйфелевой башни, сделанные в ночное время суток, можно только после согласования этого вопроса с представителями SETE.