Европа
Можно было заметить, что все заграничные государства, в которых мне удалось побывать, располагались в пределах Европы. Всего их оказалось 27. Сейчас в континент Европа входит 51 независимое государство.
Кажется много, но в масштабах мира - это очень небольшая территория.
Есть много людей, побывавших в значительно большем количестве стран. Тем не менее, и эти страны, в которых я побывал, подавляющее большинство наших граждан не только не видели, но и мечтать не могли. Так что, я считаю, что мне сильно еще повезло, хотя я увидел чуть больше половины стран Европы. Поэтому, в заключение своих путевых воспоминаний, хочу поделиться некоторыми мыслями о Европе.
Почему надо говорить о Европе? Меня потрясли данные соцопросов об отношении наших граждан к Европе. Только 27% опрошенных заявили, что относят себя к европейцам. А остальные? Кто они - азиаты или потомки кочевников? Как писал А. Блок, гунны? Может быть, они считают себя жителями отдельного неизвестного науке континента? Но если не по крови, то хотя бы по культуре и религии. Вы же считаете себя православными христианами. Ни мусульманами, ни иудеями, ни буддистами. Ваш язык относится к индоевропейской группе языков, из которой вышло большинство европейских языков.
Да, на территории России живут и мусульмане, и иудеи, и буддисты, и язычники. и много кто еще. Но не надо забывать, откуда вышли сами русские. Это были славянские племена, населяющие среднерусскую возвышенность и Черноземье от Белого моря до степей Украины, от Балтии до Поволжья. Вся остальная территория была колонизирована, завоевана Россией со всеми там проживающими народами с разной верой, языками, обычаями. Так же, как европейцы покорили силой чужие территории Северной Америки.
Вы, наверно, забыли, что христианство к нам пришло с Запада. Так же как и славянская письменность и устный язык. Вы забыли, что русские защищали свой народ и свою землю от набегов кочевников из Азии. Что заплатили большой кровью за свою европейскую идентификацию.
Что с вами случилось? Откуда такая ненависть к Европе?
Я вот поездил по странам Европы и везде ощущал себя в родной стихии. Ведь со школьных лет мы были знакомы с европейской литературой, восхищались европейской музыкой и европейской живописью. В детстве мы читали сказки Андерсена, потом романы Дюма, еще позже Шекспира и Гюго. Мы на память знаем симфонии Бетховена, арии опер Верди и шлягеры Битлов и Аббы.
Все, что я увидел в Европе, оказалось мне понятным и близким по духу. Это моя культура, это мои представления о прекрасном. Но не только это - мне близок образ жизни и образ мышления европейцев, их человеческие ценности, выработанные веками в суровых междоусобных войнах. Особенно меня поражала непривычная для нас доброжелательность к совершенно незнакомым людям.
Да и сама европейская культура - коренная. Она зародилась на Крите, в Древней Греции и Древнем Риме. И распространилась по всей Европе, цивилизуя дикие племена кельтов, галлов, германцев, бриттов, славян. Это в борьбе с ними племена разных народов стали объединяться в княжества и государства. Учились и заимствовали у завоевателей принципы государственного устройства, законодательную и общественную организацию общества, экономическую и торговую практику.
Более того, это Европа принесла миру христианство, как единую гуманитарную идею, принятую народами разных стран по всему миру. В том числе и в России.
Да, к сожалению, единая вера не уберегла людей от войн. Но это не вина Европы. Это звериная сущность человека. Он воюет во все времена и на всех континентах. И никто до сих пор не объяснил этот парадокс: почему единственное на Земле, а может быть, и в Космосе, разумное существо не может осознать вредоносность внутривидовой борьбы (которой нет даже в неразумном животном мире) и прекратить убийство себе подобных.
Но в Европе, как и на других континентах, веками продолжались войны. И надо было испытать две Мировые войны, чтобы страны Европы образумились и договорились объединиться, выработали общие принципы мирного сосуществования в интересах всех и каждого члена сообщества. Начав в 1951 году этот процесс торговым союзом шести государств, в 1993 году Маастрихтским соглашением они образовали Европейский Союз. Сейчас в него входит 28 стран Европы. А многие из оставшихся стран мечтают туда попасть, но еще не готовы к исполнению общих требований и обязательств Союза. И вот уже три четверти столетия Европа живет без войн. Такого не было никогда. Ее экономика занимает 22% от мирового ВВП. По объему экспорта ЕС занимает 2 место в мире . Европа раньше о таком и мечтать не могла. Что же в этом плохого?
Наши люди, конечно, хотели бы, жить как в Европе. Ведь там, говорят, высокие зарплаты и пенсии. Там прекрасный климат. И некоторые россияне уже вкусили прелестей европейских морских пляжей и гостиниц по системе «все включено». Но, в то же время, они твердо верят заверениям с телеэкрана о загнивающем Западе, скором крушении Европы и банкротстве Америки. У них там, конечно, уже не линчуют негров, но там царят разгул однополых отношений, наркотики, секс, стихия уличных беспорядков. Нас спрашивают: «Хотите, как в Париже?» И народ отвечает: ни боже мой. Лучше уж, как у нас: с ОМОНОМ спокойнее. Нам не нужна Европа.
Существует убедительная версия, объясняющая сугубо негативное отношение к Европе большинства населения нашей страны.
Причин усматривается несколько. Но главная причина - государственная пропаганда. Однако, эта пропаганда имеет крепкую и долгую по времени основу.
За 70 лет Советской власти в обществе выработались две стойкие черты менталитета.
Во-первых, отсутствие какого-либо интереса к политике. Политикой занималось партийное руководство, а народ всегда был вне нее. Ведь властями утверждалось, что в стране существует единый блок коммунистов и беспартийных. И этот блок полностью одобряет политику партии. И других в стране не было. Или ты партийный, или непартийный - все всё равно вместе и имеют общую позицию. Эту позицию вырабатывала руководящая и направляющая сила государства - Коммунистическая партия во главе с Политбюро и его Генеральным секретарем. Такое положение в стране полностью исключало какие-либо иные политические взгляды и политическую конкуренцию. Поэтому народ, выходя на выборы, голосовал за единственного кандидата, назначенного на каждый избирательный округ сверху, по разнарядке партии. Шли на выборы, как на демонстрацию 1 мая: с музыкой и флагами, с дешевыми (но не бесплатными) буфетами под неусыпным наблюдением милиции. Так в людях вырабатывалось полное отторжение от политики.
Второе качество, выработанное годами Советов - полное доверие к действиям властей. Люди исходили из мнения, что они - начальство, им видней. Мы в этом (в управлении страной) ничего не понимаем, и понять не можем. Отсюда выработалась привычка: за все, что предлагает власть, мы голосуем ЗА. Это просто и безопасно. Проголосуешь ПРОТИВ - а вдруг они узнают, что это твой голос? Воспоминания о сталинских временах еще живы в обществе. Мы и сейчас знаем, какой силой и какими возможностями обладают многочисленные наследники КГБ. Результаты этого свойства людей выражаются в больших процентах, голосующих за власть при крайне критической оценке своего материального и социального положения и каких-либо надеж на перемены к лучшему. Это состояние социальной апатии, к которой примешивается рудиментальный страх перемен: а вдруг при новом руководстве станет еще хуже?
Слабые попытки активной и образованной части населения, настроенной критически к власти, наталкиваются на стену равнодушия, недоверия и страха широких слоев населения. Поэтому новые революционеры рассчитывать на поддержку масс не могут.
Итак, первая причина плохого отношения к Европе (и вообще к загранице) - слепая вера руководству страной, независимо от того, что это за руководство. Какое есть - тому и верим. Значит, негативное отношение к Европе формирует власть.
Но почему власть так недовольна Европой? Причина только одна: власть не может признать свою некомпетентность в управлении страной, иначе она эту власть потеряет. А терять ее не хочется. Поэтому все силы государства и, прежде всего, пропаганды, брошены на дискредитацию Европы. Почему так получилось?
После Второй мировой войны все страны Европы оказались в ужасном положении. Экономика была разрушена, потери рабочих рук огромны, моральный ущерб нациям нанесен на многие годы вперед. Стоял вопрос о новом устройстве Европы и программе восстановления экономик ее государств. Еще до окончания войны на Ялтинской конференции Россия поставила вопрос о разделении Европы на территории интересов стран-победительниц.
Уже тогда наметилось разделение Европы на две части. Россия зарезервировала себе зону Восточной Европы, создав после войны в этих странах прокоммунистические правительства. Остальная часть отошла под протекторат США, Великобритании, Франции. Там сохранились капиталистические экономические отношения.
Началось соревнование двух систем. Советский Союз закрепил свои завоевания, создав СЭВ - Совет Экономический Взаимопомощи, и военный блок Варшавского договора. Более того, СССР стремился распространить свое влияние на другие страны мира на других континентах. Поддерживал коммунистические партии и движения деньгами и материальной помощью при еще не полностью восстановленной собственной экономике.
Запад тоже не стоял на месте. В США был принят план Маршалла экономической помощи пострадавшим странам Европы. Туда были направлены большие денежные вливания, техника и технологии. Для охраны своих интересов был создан военный оборонительных блок НАТО.
К середине 60-х годов стало очевидным, что коммунистический блок стран явно проигрывает экономическое соревнование. Западные страны при свободном рынке, конкурентной среде и частной собственности развиваются значительно быстрее, и обеспечивает более высокий уровень жизни населения этих стран. Эти успехи стали основанием для недовольства населения в соцстранах. Все чаще возникают уличные выступления, активизируется профсоюзная деятельность на предприятиях. Громче зазвучали требования многопартийности и смены курса государств т.н. народной демократии.
Начались волнения в Польше, Венгрии, Чехословакии, которые были жестко подавлены советскими войсками. Народ побежал в Западную Европу. Судорожной реакцией властей стало возведение за одну ночь (!) Берлинской стены, разделившей город на Западный и Восточный секторы. При попытке преодолеть эту стену погибло много людей.
Крах экономической системы и невозможность финансовой подпитки стран соцлагеря усилили их центробежные устремления. Разрушение Берлинской стены стало сигналом к бегству стран соцлагеря на Запад. С Россией не остался никто. Далее последовал развал Советского Союза. В результате чего прибалтийские республики также перебежали в Евросоюз и НАТО. Украина и Грузия взяли тот же курс, что привело к вооруженному столкновению с Россией. Фактически союзником России в Европе осталась только Беларусь во главе с «последним диктатором Европы», как называют Лукашенко в Европе.
Может ли это нравиться руководству новой России? Конечно, нет. Но главное - как объяснить эти факты своему народу? Почему никто не хочет дружить с Россией? Или, как в СССР, мы одни в ногу, а все остальные - не в ногу?
И вот возникает концепция враждебного окружения, приближения к нашим святым границам агрессивного военного блока НАТО. Только спасаясь от НАТО, мы вынуждены были оккупировать Крым, назвав это возвращением на святую Родину. Ради защиты Родины от внешнего врага можно потерпеть низкий уровень жизни, низкие зарплаты и пенсии, запреты на закупку импортной еды. А заодно сажать по тюрьмам тех, кто не согласен с такой практикой.
Поскольку наша экономика слишком слаба (доля России в мировом ВВП около 2%), мы не можем составить серьезную конкуренцию Западу. Но и развить свою экономику мы не можем. Ведь к власти в стране пришел представитель бывшего КГБ, который по образованию, воспитанию и менталитету может управлять страной только так, как это делали его предшественники. Поэтому страна стала развиваться с огромным перекосом в сторону государственного сектора. Но не только. Скорее это частно-государственные структуры, действующие по механизму: инвестиции - государственные (бюджетные), дивиденды - частные. Для личного обогащения это более удобная управленческая схема, чем было при власти Советов. Для народа была придумана концепция «управляемой бедности», т.е. уровень жизни населения должен быть столь низким, чтобы, с одной стороны, они смогли выжить, с другой - не выходили протестовать.
Мы не можем поднять уровень развития и за счет взаимодействия с иностранными партнерами. Мы никак не можем избавиться от мании великодержавности. Хоть мы слабы в экономике, но у нас много атомных бомб. А Запад этого боится. И хотя для Запада мы интересны только своими минеральными ресурсами, мы пытаемся вмешиваться во все международные дела: диктовать, кто должен руководить разными странами, кто должен у них побеждать на выборах, кого можно подкупить, кого нужно наказать, как надо побеждать на Олимпиадах и т.д. Поэтому нашей главной стратегией стало вредить этому зажравшемуся Западу во всех возможных сферах. И радоваться, когда у соседа сдохнет корова. Запад это раздражает. И когда мы переходим определенные границы, нас наказывают санкциями. А мы заявляем, что мы ни в чем не виноваты и санкции вводятся несправедливо. Для людей власти изображают радость, что санкции способствуют импортозамещению, дедолларизации, усилению внутреннего рынка. Импортные продукты стали давить тракторами и жечь на кострах, как когда-то жгли вредные книги или ведьм. Страна вступила на путь самоизоляции.
Такая система экономического правления в стране и внешнеполитического курса может работать только при активной и строго контролируемой пропаганде.
. Но чтобы оправдать свою политику в глазах граждан приходится тратить огромные средства на патриотическую пропаганду. Для этого задействованы все государственные телеканалы и средства массовой информации. Подключены деятели культуры, образование. Для противников государственной позиции задействованы органы безопасности, правопорядка, следствия, судов.
И эта пропаганда вкупе с блестящей работой избирательных комиссий и судов приносит свои плоды. Народ по привычке, поддаваясь пропаганде, или из-за страха перед репрессиями голосует за действующую власть. Что той и требуется для доказательства своей легитимности.
Народ, конечно знает, что власть сильно лицемерит. Он знает, что чиновники и олигархи с большим удовольствием закупают в Европе недвижимость, отправляют учиться в Европу своих детей, держат свои деньги в Европейских банках, получают гражданство в Европейских государствах.
Все время тревожит вопрос: а зачем все это? Какую высокую цель преследует руководство страны. Ведь оно, как исполнительный орган, работающий по поручению народа и на деньги народа. должно действовать в интересах граждан страны. Ведь Россия уже один раз попробовала жить в изоляции за «железным занавесом». И это плохо кончилось для страны и ее граждан - страна просто развалилась. Так зачем испытывать судьбу еще раз?
Ведь в нынешнем мире, пронизанном глобальными связями в разных сферах: науки, производства, торговли, информации, рынка труда, туризма и т.д., существовать отдельно невозможно. Это приведет только к деградации.
Результаты деятельности это подтверждают. Ведь в течение почти 10 лет средний рост ВВП страны составляет около 1 %, т.е. в 3 раза меньше среднемирового. Т.е. мы перманентно отстаем в своем развитии от всего мира. В течение последних 8 лет доходы населения уменьшаются. Мы единственная страна, которая не будет представлена своим флагом и гимном на Олимпиаде. Нас исключили из Большой восьмерки. Многие страны нас объявили агрессивной страной. Нас постоянно обвиняют во вмешательство в избирательные кампании других стран, во вмешательства в военные конфликты в разных странах, в действиях нелегальных военных группировок за рубежом и даже в убийствах. Как-то за нашу страну становится стыдно.
Конечно, это какая-то государственная политика. Но вот вопрос: зачем это надо нашей стране, нашим людям? Что полезного для народа приносит такая политика? Какова глобальная цель такой политики?
И вот когда смотришь на страны Европы - небольшие по территории, не имеющие запасов нефти, газа, золота, леса и др. - видишь, что живут они мирно с открытыми границами с высоким уровнем жизни. У них просто бурлит культурная жизнь, поддерживаются национальные и исторические обычаи. Они очень дружественно относятся друг к другу. Так хотелось бы быть с ними на равных. Ездить к ним без виз, обмениваться научными и культурными достижениями, решать общие вопросы Европы и Мира. А не считать, за сколько минут долетит ракета до столицы каждого государства Европы.
И будет ли это когда-нибудь?
Но ответов на эти вопросы нет. И нет прогнозов на будущее.
Печально.