В 2008 году Обское водохранилище обмелело из-за сильной засухи, и большая часть старого Бердска оказалась на поверхности. Глазам краеведов, археологов и журналистов предстали развалины Сретенской церкви и кладбище. Небольшой деревянный храм, освященный в честь Сретения Господня, был одним из первых зданий, построенных на этом месте в начале XVIII века. А место это было основано в ходе продвижения первопроходцев с западной части России в Сибирь.
Освоение Сибири и разработка ее богатств привлекли сюда разный люд: казаков, торговцев, крестьян. Среди всех поселений, основанных пришлыми людьми, особо хочется выделить остроги. Остроги возводились как опорные пункты государства. Они защищали новые границы, обеспечивали безопасность транспортного сообщения, хозяйственной деятельности населения.
Острог – постоянный или временный населенный пункт, обнесенный частоколом из заостренных сверху кольев или бревен. Высотой такая ограда могла достигать 4-6 метров. Изначально острогом называлась сама такая ограда. Начиная с XIII века под острогом понимается селение на возвышенности, огороженное частоколом для защиты от врагов. По углам острог оборудовался сторожевыми башнями.
Почему же и от кого надо было защищаться пришедшим на Сибирскую землю переселенцам с запада? Переселенцам приходилось обороняться от воинственных набегов киргизов и калмыков (западных монголов). Только в конце XVI века был побежден воинственный татарский хан Кучум, но и другие многочисленные кочевые племена, заселявшие эти земли, представляли для переселенцев опасность.
На территории современной Новосибирской области и Алтайского края располагались земли телеутов. В донесениях царю эти территории назывались «телеутской землицей». Резиденция владыки этого государства находилась у реки Мереть, притока реки Ини. Телеутов называли «белыми калмыками» за их европеоидную внешность. Когда на территорию их государства пришли чужаки с запада, коренные жители не проявляли особого гостеприимства.
В непосредственной близости от современного Новосибирска в начале XVIII века был основан Бердский острог. По реке Бердь проходила пограничная межа с «телеутской землицей». Судя по историческим данным, Бердский острог мог быть основан и в 1710, и в 1715, и в 1717 году. В многотомном труде «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества», изданном под руководством знаменитого географа и этнографа П. П. Семенова Тянь-Шанского, отмечается: «Колонизационное движение на юго-западных границах Западной Сибири, начавшееся после Смутного времени несколько позднее, чем на юго-востоке, шло здесь быстрее и последовательнее. Для защиты от постоянных опустошительных набегов тюменские и татарские воеводы стали возводить ряд укреплений. Продолжением этой оборонительной линии в пределах Томской губернии служили остроги Чаусский и Бердский».
Русское поселение возникло на стрелке рек Берди и Оби. В документах Кузнецкого воеводы за 1734 год есть следующая запись:
«Бердский острог построен в 1717 году по прошению в прошлом 1715 году в бытность в Кузнецку полковника воеводы Бориса Синявина и по поданной челобитной пришлых разных городов людей для поселения жительства».
Название острог получил от реки, у устья которой был расположен. Река Бердь является правым притоком Оби, а начало свое берет на склонах Салаирского кряжа. Происхождения названия «Бердь» не имеет точного объяснения. Предполагается, что оно может происходить от татарского слова «бирду», означающего «отдал, подарил». В XVI веке здесь хозяйничал сын татарского хана Кучума, который получил свои владения от отца в подарок.
Острожное укрепление состояло из заплота, вытянувшегося в виде дуги от Берди к Оби. Остальные стороны острога были укреплены жилыми и хозяйственными строениями, выходящими к берегам рек. Сооружение оборонительных и бытовых строений велось одновременно. Строили сторожевые башни, прорезали бойницы, насыпали земляной вал, корчевали лес, строили избы, бани, склады, конюшни – обеспечивали поселение всеми необходимыми для длительного проживания условиями. Некоторым семьям первое время приходилось жить в землянках.
Первыми жителями острога были казаки. Они несли «государеву» службу по охране, освобождались от налогов и повинностей. Но небольшое жалованье не могло обеспечить пропитание, и поэтому казаки занимались хлебопашеством, ремеслами, торговлей и промыслами. Позднее здесь поселились крестьяне. Среди пришлых людей встречались и бунтари, и вольнодумцы, и даже беглые.
Развитию хлебопашества способствовали плодородные земли и выгодное географическое положение. В 1719 году здесь проживало 34 семьи, а всего в округе насчитывалось 433 двора и 1582 человека мужского пола.
Основным орудием труда земледельцев была соха с железными наконечниками – сошниками. Сеяли рожь, реже – овес, ячмень, просо, пшеницу, коноплю и лен. На огородах выращивали овощи. Занятие животноводством обеспечивало мясом, молоком, кожей, шерстью, тягловой силой. Крестьянское хозяйство носило натуральный характер: в нем изготовлялись почти все необходимые предметы домашнего обихода.
Мирный труд хлебопашцев и ямщиков оберегали остроги и форпосты: Умревиский, Чаусский, Каинский, Убинский, Верх-Тартасский, Бердский.
В качестве оборонительного пункта Бердский острог просуществовал около ста лет. Потом южнее Бердска были построены новые укрепленные линии с форпостами, а в деревянных сооружениях острога стали дислоцироваться казацкие и артиллеристские команды.
Водный торговый путь, пролегавший мимо Бердска, позволил развить торговлю. Теперь уже острог становится административным центром: через Бердскую земскую и судную избу осуществлялось управление одиннадцатью окрестными деревнями, населенными, в основном, беглыми крестьянами.
По мере освоения русскими Западной Сибири и продвижения их в южные районы значение острогов стало постепенно падать. Крестьяне из острогов переселялись в деревни или создавали новые поселения, чтобы иметь возможность пользоваться пахотными землями.
Земляной вал зарастал бурьяном, стены и башни, ранее защищавшие народ от опасности набегов, разрушались. Вскоре острог потерял свой грозный вид и стал называться Бердской слободой, а позднее – селом Бердское.
Литература:
1. Резун, Д. Я. Летопись сибирских городов / Д. Я. Резун, Р. С. Василевский ; художник А. А. Заплавный. – Новосибирск : Новосибирское книжное издательство, 1989. – 303, [1] с. : ил.
2. Сметанин, Е. Н. Бердск : краткий исторический очерк / Е. Н. Сметанин. – Новосибирск : Западно-Сибирское книжное издательство, 1983. – 124, [1]c. : фот.
3. Гаврилов, П. Бердск православный / Павел Гаврилов. – Новосибирск : Издательский дом Гаврилова, 2012. – 318, [1] с. : цв. фот.
4. Верин, А. А. Загадки бога Колывана. Неизвестные страницы освоения Сибири / Александр Верин. – Москва : Вече, 2013. – 262 с. : ил.