Найти в Дзене
Женский блог

Женщины, покорившие море

Непросто быть капитаншей судна
«Девочка, забудь о том, что сейчас все вокруг поют дифирамбы. Вот почувствуешь уважительное отношение коллег, встанешь с ними вровень по опыту, тогда можешь считать себя капитаном»

Раньше говорили, что женщина на корабле – к беде. Много времени прошло, прежде чем женщинам позволили работать на суднах, но для того, чтобы позволить им управлять кораблем, отправляющимся в дальнее плавание (речь не о пиратах, среди которых было сравнительно много женщин-капитанов), понадобилось без малого 20 веков. Первой женщиной – капитаном дальнего плавания стала жительница СССР Анна Ивановна Щетинина, первой же (и единственной) капитаншей, руководившей полярным судном, была Людмила Тибряева.

polarniki.ru
polarniki.ru

Начиная 1987 года Людмила двадцать лет не сходила с капитанского мостика.

Ее осуждали за мелодичный голос, причем всерьез, вызывали на собрание, и говорили, что капитан не может говорить таким мягким голосом. Когда ей вручали награду и хотели повесить орден – растерялись, не зная, как же прикреплять награду на женскую грудь. Но, несмотря на то, что ей приходилось работать с мужчинами, она никогда не пыталась на них походить – в любой ситуации оставалась женщиной, и, будучи женщиной, прекрасно справлялась со своим «неженским» делом.

Людмила могла стать капитаншей и раньше – было все: и желание, и задатки. Однако, при том, что мужчины обычно работают старпомами 3-4 года, Тибряева работала в этой должности пять лет и думала, что застряла в ней навсегда – ни один мужчина не был готов ей помочь, выдвинув на должность капитана, что является в этой профессии обычной практикой. Но никто не хотел брать на себя такую ответственность – предложить на должность капитана кандидатуру женского пола.

Получила она заветную должность – капитана полярного судна – только в сорок лет.

А сколько лет понадобилось для того, чтобы девушек стали брать на учебу по судоводительской специальности! Такая возможность появилась только в 2008, а Людмила в свое время была скорее исключением, чем правилом. Да и произошло это, по словам Тибряевой, «не от хорошей жизни» – просто престиж мореходства начал падать, юноши стали уходить в другие профессии, потому-то ее и открыли для девушек.

pexels.com
pexels.com

Начинала свою карьеру в мореходном деле Людмила с самой низкой должности – матроса без класса или, проще говоря, уборщика. Предлагали пойти буфетчицей или официанткой, как бы на должность, приличествующую женщине, но Тибряева отказалась – с детства не любила работу по хозяйству.

Бытность капитана, правда, тоже оказалась не сахар. Сложнее давался груз моральной ответственности, нежели физической. Хотя и со вторым проблем хватало – например, приходилось в условиях Арктики работать и в мороз –50 градусов по Цельсию. Да и круглосуточно находиться в коллективе, состоящем из одних мужчин, было нелегко.

И, тем не менее, моменты, когда она рисковала карьерой, Людмила называет самыми легкими – куда сложнее бояться за свою жизнь и жизнь экипажа во время штормов, когда в любой момент можешь потерять управление.

Семья оказалась для Людмилы на втором плане, а море – на первом. Тем не менее, замуж Тибряева все же вышла – в 41 год, уже став капитаном (вот и ответ тем, кто говорит, что взрослой женщине не найти себе мужа и выходить замуж нужно, пока молодая).

Увы, как уже говорилось выше, не смотря на подвиги той же Людмилы Тибряевой, к женщинам в мореходной профессии все еще относятся несерьезно – шутят про то, что хотели бы быть вытащенными из воды нежными женскими руками, потерпи они крушение, и что женщин могут допустить к управлению плавсредством только в порядке эксперимента – мол, способны ли они справиться с таким количеством электроники, техники и вооружения.

Женщины раз за разом доказывают, что они ровня мужчинам и в воздухе, и на земле, и на воде, но, к сожалению, как говорилось в самом начале статьи – те все еще не воспринимают женщин всерьез и добиться их уважения бывает практически невозможно.