Найти тему
Aella

Все оттенки Токио: атмосферно-неоднозначный фильм

Постер фильма
Постер фильма

Какое-то время назад, сидя в полупустом зале кинотеатра и положив ноги на спинку впереди стоящего кресла, я увидела на экране трейлер вот этого вот безобразия. Безобразие обещало быть интересным, во всяком случае - атмосферным. Так сказать, калька с более знаменитых "Оттенков", но с японским колоритом. И подумалось мне - хуже, чем те "Оттенки", все равно сделать сложно, может, лучше сделали?

По крайней мере, лицо главной героини в трейлере выглядело поживее.

В кинотеатр на фильм выбраться не получилось. Смотрела дома, выбрав свободный вечер. Тоже квест с учетом моей работы и любителей писать в половину десятого вечера. Попутно ознакомилась с рейтингом фильма на Кинопоиске - 4,8. То есть, много кому не понравилось. Спойлер - я в числе тех, кому таки понравилось) Но перед просмотром иметь в виду этот самый рейтинг, наверное, стоит.

Итак, фильм действительно атмосферный. Точка. С первой же сцены. С одной стороны, вроде шаблон на шаблоне, с другой - как мне как-то говорил один комментатор на Фикбуке, есть шаблон, а есть классика жанра. Вот тут классика жанра. От шаблона отличается тем самым "Верю!".

Верю ли я в то, что главная героиня с первого взгляда влюбилась в главного героя? Верю. Эти глаза просто надо видеть. В них неоновой вывеской светится - "Какооой мужчина...". Поставить Маргарет из "Оттенков Токио" (хотя в оригинале фильм вообще по-другому называется) рядом с Анастейшей из "Оттенков серого" - так вторая просто ледышка, особенно в сценах... хм, близости. По сюжету Маргарет - "потерянная" девушка с признаками клинической депрессии (во всяком случае, это хотят показать) и очень специфическим поведением. Таким специфическим, что это мешает её работе. Про поведение ничего сказать нельзя, в том смысле, что оно, конечно, показано, а вот по невербалике... извините, это не депрессия. Это чувства. И ближе к середине фильма картина уже больше похожа на "я влюблена и плевать хотела на все остальное".

Отвечает ли герой ей взаимностью? Для начала выясним, кто он вообще. Нет, не Кристиан Грей. Мужчина, уже связанный обязательствами с другой женщиной, и с высоким положением в обществе. А тут молодая влюбленная чувственная девушка. Насчет красоты - лично мне Маргарет кажется очень красивой, но тут дело вкуса. И что об этой девушке изначально знает главный герой? Тут будут беспощадные спойлеры.

"Она засмотрелась на меня, когда я сидел в машине. Потом мы встретились в книжном магазине, где она рассматривала книгу с гравюрами определенного содержания. Из книжного мы отправились в отель, где она сама начала меня целовать".

Все остальное о Маргарет он узнает уже потом. Давайте будем честны - просто привлекательных молодых девушек вокруг состоятельного красивого мужчины, скорее всего, десятки, если не сотни. Многие ли из них вот так горят и уплывают - уже вопрос. А эмоциональное состояние заразительно.

Так что во взаимное увлечение верится вполне. Насколько это увлечение серьезно - другое дело. Можно ли сказать, что он использовал Маргарет? С точки зрения её заявленного психоэмоционального состояния - в некотором смысле да. При депрессии эмоционально-волевая сфера человека изменяется, его восприятие искажено, его способность противостоять чужому волевому давлению очень низка. И по сюжету Маргарет должна была быть именно вот такой жертвой мужчин (не только главного героя) и собственного состояния.

Но тут мы имеем, как уже было сказано, явную влюбленность. И всю конструкцию это рушит. Пожалуй, в этом главный диссонанс фильма - актриса играет и по невербалике создает впечатление психически здоровой влюбленной девушки, с нормальной для психически здоровой влюбленной девушки остротой восприятия стимулов (во всяком случае, в сценах с главным героем), а роль предполагает... хм, давайте представим, как это бы реально выглядело.

Встреча с главным героем. Маргарет смотрит на своего будущего возлюбленного, который объективно хорош,

Как есть: она видит, что он объективно хорош, он ей очень нравится, она расслаблена после вечеринки с друзьями и на волне этой расслабленности открывается еще больше.

Как было бы у девушки с реальной депрессией: она, скорее всего, даже не видит, что он хорош (острота восприятия стимулов при депрессии притуплена, помним). Да и изначально история Маргарет предполагает, что ей мало что доставляет радость, удовольствие, поэтому и тянет на экстрим - чтобы хоть что-то почувствовать. Сильный диссонанс, да? Тут даже вечеринка с друзьями бы не помогла, просто красивый мужчина в машине - стимул очень слабенький в таком случае.

Так что игра актрисы меняет вообще весь контекст. Даже диалог в отеле "Откуда тебе знать, вдруг я плохой человек? - Я не знаю" звучит не так, будто Маргарет все равно и она просто ничего не чувствует, а так, будто она очень влюблена и доверяет человеку, который рядом с ней.

А если бы актриса сыграла так, как должно быть? Честно говоря, тогда это было бы просто невозможно смотреть. "Все оттенки Токио" приятно выделяются среди "Сумерек" и прочих вариаций на тему именно чувственностью, эмоциональностью и красотой главной героини рядом с главным героем (в остальных сценах спорно). И глубже этого - идея, что настоящие расстройства эмоционально-волевой сферы, если показать их, как есть, романтизировать нельзя. В любовной истории точно. Даже если все остальное в любовной истории будет хорошо, депрессия основного персонажа, показанная натурально - огромный минус к интересу зрителей.

А здесь, скажем честно, почти все остальное плохо. Повторюсь - сюжетно шаблон на шаблоне. С "Оттенков серого" слизано почти все, включая название в русской версии, а то, что не слизано - интереснее не делает. Вот оставить бы эту чувственность и эмоциональность, убрать всю линию с сомнительным поведением главной героини - конфликта "мы из разных миров" будет вполне достаточно. Столкновение разных культур, разных возрастов, разных традиций и правил... это интересно. И это есть, но мало. Больше бы внимания такому знакомству американки с японской культурой. Но для этого по сюжету - опять-таки - нужен персонаж, которому все это интересно, с живым умом, любознательностью, у которого горят глаза...

Это ведь тоже про культуру в какой-то степени. Американская открытая эмоциональность и японская сдержанность.

Поэтому фильм для меня неоднозначный. Да. Нравится скорее намеками на то, что могло бы быть.