Статья о коррупции в системе образования при организации закупок товаров и услуг, произволе местных чиновников, беззаконии, бездействии правоохранительных и контролирующих органов, укрывательстве нарушителей.
Почему за, последние 10 лет, ни разу не проведена проверка организации закупок товаров и услуг образовательными организациями? Почему не установлено кто конкретно производит закупки для образовательных организаций и на каком основании?
«Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает», или "С паршивой овцы хоть шерсти клок..."
Корру́пция - «подкуп, продажность; порча, разложение; растление» — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.
Конечно, в деле хищения бюджетных средств, наш маленький сельский район не сравнится с крупными городами, областными центрами, столицами . Это там промышляют "настоящие воры", там размах... А наши чиновники довольствуются малым. Что остается? Только "пощипать" бюджетные организации, других ведь нет.
За последние четверть века коррупционные скандалы неоднократно сотрясали Тарасовский отдел образования, возбуждались уголовные дела, увольнялись его руководители, но с назначением нового руководителя все "возвращалось на круги своя". Чаще всего совершаются преступления при организации закупок товаров и услуг, строительства и ремонта, выплаты зарплат, оплаты командировочных расходов и т.д.
Все эпизоды и приемы описать не возможно т.к. может получится многотомник "Преступления без наказания", но несколько примеров коррупции, оставшихся без внимания правоохранительных органов, за последнее десятилетие поведаю. А так же, опишу схему совершенных преступлений.
Закупка угля - это классика нашего района.
По поводу совершенных преступлений при закупке угля, ранее уже возбуждались уголовные дела, но урок не извлечен.
В Тарасовском районе свыше 40 образовательных организаций, большая часть которых отапливается угольными котельными.
Чаще всего закупается уголь по классификации - АС (антрацит семечка), его фракция- 6-13 мм., именно этот уголь является наиболее подходящим для котельных, используемых в учреждениях. Рыночная цена угля марки АС в Ростовской области, даже в настоящее время, после повышения цен, составляет 3500-5500 рублей за тонну см. ЗДЕСЬ (в зависимости от поставщика и качества угля).
Уголь более низкого качества: по классификации - АШ (антрацит штыб) Штыб − «пыль» — производный продукт от добычи угля, его фракция от 6 мм. и меньше. Рыночная цена угля марки АШ в Ростовской области в настоящее время составляет 1500-3500 рублей за тонну (в зависимости от поставщика и качества угля).
Цена доставки угля от производителя или поставщика до места расположения образовательной организации составляет от 300 до 500 рублей за тонну. Из чего следует, что цена закупки самого качественного угля с доставкой не может превышать 6000 рублей за тонну.
На примере Тарасовской ДЮСШ показываю мошенническую схему, которая является типичной для нашего района.
Тот уголь, который закуплен и поставлен в Тарасовскую ДЮСШ не может называться АС (антрацит семечка), тем более высокого качества. В лучшем случае- это смесь АС (антрацит семечка) и АШ (антрацит штыб) причем не очень хорошего качества. Стоимость такого угля с доставкой не может превышать 3000-4000 за тонну. Однако, закуплен он был по значительно завышенной цене- 6000-6500 рублей за тонну. Здесь следует уточнить, что даже на местном "Угольном складе", стоимость угля АС в розницу ниже на 200 рублей за тонну, а качество значительно лучше.
Поставленный уголь отличался не только завышенной, почти в 2 раза, ценой и плохим качеством, результатом чего стал хронический холод в здании ДЮСШ, где температура в спортивных залах в зимний период не поднималась выше 12-14 градусов. Но и значительным "недогрузом".
Учитывая тот факт, что уголь, закупленный и поставленный в ДЮСШ, на весь отопительный (2020-2021г.) сезон, закончился уже в феврале месяце, имел место значительный "недогруз". Автотранспорт, доставляющий уголь не взвешивался и "недогруз" составил не менее 10 тонн. В ДЮСШ снова произведена закупка угля уже из "лимитов" следующего отопительного сезона.
Но даже взвешивание автотранспорта, мало что дало бы. Все дело в том, что доставка производится, как правило, в летний период, автомобилями - "самосвалами". Кузов автомобиля по периметру герметичен. Уголь- обильно заливается водой, особенно если это "штыб"- впитывается большое количество воды. При разгрузке можно увидеть, какое большое количество воды выливается вместе с углем.
Из вышеизложенного следует, что только в ДЮСШ, только при закупке угля, нанесен ущерб бюджету не менее 200 000 рублей. Поставляет уголь поставщик, которого много лет назад "настойчиво рекомендовал" руководитель отдела образования, этот же поставщик производит поставку угля большинству образовательных организаций района.
Большая доля ответственности за закупку некачественного угля, закупку по завышенным ценам, отсутствие контроля за поставками и как следствие- значительным "недогрузом", лежит на нынешнем руководстве ДЮСШ. Эти действия законом трактуются, как минимум, "халатность". Но, учитывая "рекомендации" по определению поставщиков, порядка проведения закупок, все участники этой схемы должны нести солидарную ответственность.
Несколько лет назад, когда образовательные организации нашего района получили право "самостоятельно" решать где производить закупки угля, я отказался закупать уголь у этого поставщика по цене 6500 рублей и произвел закупку в том же городе, но у другого поставщика.Уголь значительно лучшего качества закупил по цене 5200 рублей за тонну с доставкой. После чего, был вызван "на ковер" и вынужден был объясняться- почему произвел закупку не "там, где закупают все остальные учреждения". Я думал, что доходчиво объяснил! Но...
Далее, последовала "Акция устрашения": В ДЮСШ появился сотрудник "Следственного комитета", который собирался проверить, изложенные в некоем заявлении, "грубейшие нарушения" допущенные мною при закупке "некачественного угля". После этого, в присутствии "сотрудника Следственного комитета ", мною была создана комиссия по забору образцов угля. Самому "сотруднику" я объяснил, что в наличии имеются образцы прошлых закупок и новых закупок, сейчас комиссия в его присутствии, произведет забор образцов угля и мы немедленно, вместе, отправляемся в Лабораторию «Анализа качества угля», после получения результата, последует выяснение - чьи интересы защищает сам "сотрудник". И чтобы все было в соответствии с законом, попросил представиться, на это "сотрудник" заявил что находится с "частным визитом", после чего- ретировался.
Тот факт, что отдел образования "рекомендует" производить закупки у определенного поставщика, все мероприятия по проведению торгов, определению победителя проводит подконтрольная отделу образования, организация, только подтверждает наличие коррупционной схемы.
В этой связи не могут не возникнуть вопросы:
- Почему все образовательные организации района на протяжении многих лет производят закупки угля, на самых не выгодных, для себя, условиях, у одного и того же поставщика?
- Почему торги проводит не образовательные организации, а структура, полностью зависимая от отдела образования?
- Почему отдел образования, так настойчиво "рекомендует" производить закупки угля именно у этого поставщика?
- Почему поставщик, систематически проводит "рабочие встречи" с руководством отдела образования, несмотря на то, что тот "Де-юре" не участвует в закупках, при этом, ни когда не проводит таких встреч с руководителями образовательных организаций, которые "производят закупки".
- Почему руководство района так старательно закрывает на это глаза?
Только на закупке угля для образовательных учреждений района, ущерб бюджету, ежегодно составляет несколько миллионов рублей.
Такую схему мошенничества можем проследить при анализе и других закупок.