Найти тему

Какой была политическая реклама в древности

Фото из свободных источников
Фото из свободных источников

Акты связей с общественностью еще в древности подчинялись определенным закономерностям организации, а их несущие конструкции не только явно прослеживаются в современных вариантах паблик рилейшнз, но и могут быть определены как их важнейшие аспекты. Так, к движущим элементам любого коммуникативного акта относится существование уже в античности определенных временных и пространственных ограничений, акцентирование мифологических и ритуальных аспектов действия, применение игровых и зрелищных методов взаимодействия с адресатом коммуникации.

Весьма существенную роль в любом акте социального общения играла фигура коммуникатора (государственного      деятеля, полководца,   народного   трибуна), благоприятный имидж которого создавался усилиями многих советников и подчиненных, а также содержанием самого послания. Кроме того, античное общество сформировало множество каналов передачи коммуникационного смысла — от граффити и ораторского выступления до протогазеты и первых разновидностей рекламы. Таким образом, уже в древности складываются определенные механизмы воздействия на народные массы, те факторы коммуницирования, которые и сегодня помогают сделать взаимодействие в социальной среде наиболее эффективным.

Фото из свободных источников
Фото из свободных источников

Большое число призывов и лозунгов политического характера возни­кало на стенах античных городов в периоды выборов городских магист­ратов. Свою лепту в этот процесс вносили «звучноголосые» глашатаи, особенно те, кто стремился предложить свои услуги перспективным кандидатам на выборные должности, дабы не лишиться и при новом составе муниципалитета своей работы. Помимо глашатаев, в гуще предвыборные баталии оказывались та­кие авторы рекламных текстов, как писцы.

В древнем Роиме наглядно и осязаемо демонстрировалось могущество державы, оказывая огромное положительное воздействие на патриотические чувства граждан.

Этой цели служили триумфальные шествия . Обычно они начинались от Марсова поля, двигались через Рим к Форуму и заканчивались у резиденции правителей — Капито­лийского дворца. Шествие возглавляли сенаторы и магистраты, за ними несли военные трофеи. Далее — на богато украшенной колеснице, за­пряженной белыми рысаками, в пурпурном плаще и лавровом венке двигался триумфатор. За ним шли его отличившиеся войска, затем вели пленных, в большинстве своем ставших рабами. Шествие завершалось жертвоприношениями, раздачей подарков и денег плебсу, всеобщим пиром. В организацию триумфального ритуала были вовлечены все выразительные возможности демонстративности, все знаковые средства культуры: предметные, изобразительные, звуковые, вербальные. Чтобы подчеркнуть родовитость триумфатора, в процессии несли восковые маски его предков — деталь, которая была непременным элементом интерьера знатных римлян. А также, исполняла не только мемориаль­ную, но и демонстративную функцию. Общее количество предметно-изобразительных фрагментов шествия, мастерство их отделки — все это характеризовало величие деяний триумфатора. Прошедшие через века в античной культуре торжественные процессии — одна из форм удов­летворения общественной потребности в самооценке, самопознании и самовыражении.

Созерцая и приобщаясь к праздничному действию, население ощущало себя причастным к величию империи.

Ораторское искусство имело важное место в устной политической рекламе античности. От красноречия автора в большинстве своём зависела судьба предвыборных баталий. Кроме того, ораторы прославляли свою страну исполняя хвалебные оды, поднимая тем самым патриотический дух соотечественников.

Узнайте больше о рекламных функциях глашатаев в материале: когда появилась первая реклама.